Инновационная деятельность


Областной творческий (исследовательский) проект «Внедрение модели духовно-нравственного просвещения семьи через систему специальных организационных форм работы с родителями и учащимися»

«Внедрение модели духовно-нравственного просвещения семьи через систему специальных организационных форм работы с родителями и учащимися»

(сроки реализации: 2022 – 2026 годы)

Руководитель проекта:

Щур Анна Сергеевна, заместитель директора по воспитательной работе государственного учреждения образования «Средняя школа № 11 г.Витебска М.М.Бахтина»

Консультант проекта:

Иерей Дионисий Юрьевич Андреев, исполняющий обязанности проректора по воспитательной работе Витебской Православной Духовной Семинарии, преподаватель, бакалавр Теологии

Обоснование целесообразности и актуальности проекта

Одним из важных аспектов воспитательной работы в учреждении общего среднего образования является духовно-нравственное воспитание, которое позволяет сформировать у учащихся  духовно-нравственные идеалы и ценности, чувство причастности к историко-культурной общности белорусского народа, способствует развитию нравственных чувств, формированию ярко выраженной нравственной позиции, развитию сопереживания и формированию позитивного отношения к людям.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

Комплекс мероприятий, направленный на развитие духовно-нравственных качеств личности, реализуемый в интересной для учащихся форме в неформальной обстановке свободного от учебных занятий времени, способен решить ряд проблем духовно-нравственного воспитания.

В духовно-нравственном просвещении важную роль играет сотрудничество с Белорусской Православной Церковью. Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2020 – 2025 годы предусматривает проведение мероприятий, направленных на воспитание нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать свою ответственность за судьбу Отечества, всего человечества, окружающего мира, быть хранительницей культурного наследия своего народа.

Важнейшим условием эффективности работы по духовно-нравственному воспитанию является организация взаимодействия с семьей. Совместная деятельность учащихся и родителей, наполненная духовно-нравственным содержанием, объединяет семью, способствует воспитанию и укреплению духа, являющегося главным фактором развития личности.

Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для духовного и нравственного развития ребенка.

Цель проекта: создание условий для духовно-нравственного становления личности учащегося через систему специальных организационных форм духовно-нравственного просвещения семьи.

Задачи:

1. Создать модель духовно-нравственного просвещения семьи, напрвленного на:

—      духовно-нравственное становление личности учащегося;

— формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализацию чувства ответственности за выполнение родительских функций;

— формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

— обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

— организацию эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования.

2. Реализовать систему мероприятий, обеспечивающих духовно-нравственного просвещение семьи и духовно-нравственное формирование личности учащегося.

Сроки реализации проекта: 2022 – 2026 г.г.

Концептуальные положения

В условиях современного общества, когда оказались безвозвратно утеряны те идеалы, к которым стремилось не одно поколение, воспитание детей становится особенно важной и ответственной задачей для развития полноценного молодого поколения.

Значение семьи совместно с обновленной системой образования в процессе воспитания подрастающего поколения трудно переоценить. Только этот тандем способен вывести общество из сложившегося духовного кризиса.

Как считает известный ученый и мыслитель И. А. Ильин, становление и развитие личности определяется еще в раннем детстве: «Детский возраст – это счастливейшая пора жизни, время органической непосредственности и уже начавшегося, но еще предвкушаемого «большого счастья», время повышенной наивности и обостренной впечатлительности, время душевной чистоты и искренности, время ласковой улыбки и бескорыстности».

От доброты и искренности семейных взаимоотношений зависит и то, насколько добрым и искренним человек войдет в свою взрослую жизнь. По настоящему счастливы те, у кого воспоминания детства вызывают только положительные эмоции.

Для ребенка семья является тем главным социальным институтом, который дается ему при рождении. В идеале семья должна быть полной и оставаться таковой на всем протяжении становления и развития личности, по крайней мере, до достижения ребенком совершеннолетнего возраста.

Семейное воспитание и взаимоотношение ребенка со своими родителями во многом определяет личностные характеристики человека, его нравственный, социальный и культурный потенциал.

Семейное воспитание, основанное на искренних чувствах и взаимопонимании, не требует от родителей приложения особых усилий, дети фактически сами воспитываются на примере своих родителей. Из поколения в поколение посредством семейного воспитания передаются нравственные принципы и культурные традиции предков подрастающему поколению.

По сути дела, семья, основанная на искренних чувствах, является для ребенка главной школой душевного здоровья, уравновешенного характера и творческой предприимчивости.

Под гармонично развитой личностью понимается, прежде всего, личность воспитанная духовно, поскольку именно духовное воспитание является основой для полноценного и гармоничного развития личности.

В научных трудах И. А. Ильина процесс воспитания трактуется как главное средство для закладывания в личности основ духовного характера и доведения его до способности к самовоспитанию, ведь именно самовоспитание впоследствии способствует поддержанию и развитию личности.

И. А. Ильин утверждает, что именно семья создала и выносила культуру национального чувства и патриотической верности. Для ребенка семья является школой взаимного доверия и совместного, организованного действия.

Условиями правильного семейного воспитания являются рационально организованная жизнь и режим жизни в семье. Однако, родители часто пренебрегают этим, что влечет за собой недостатки семейного воспитания.

Одним из недостатков семейного воспитания является в наше время культ вещей, приобретательство, организация жизни и деятельности детей в семье с учетом их индивидуальных, возрастных особенностей требует правильного чередовании труда и отдыха детей. Распространенной ошибкой семейного воспитания так же является внимание родителей только к учебе детей, недооценка ими бытового труда, участие детей в работах по самообслуживанию.

Важной составляющей успешного семейного воспитания является любовь родителей. Любовь родителей – это источник благополучия ребенка в семье, условие его правильного воспитания и счастливого детства. Дети очень эмоционально реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть уверен, что его, кто-то очень, очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом человек активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрывается дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.

Довольно важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Общие слаженные требования семьи и школы – один из критериев правильного воспитания детей в семье. Там, где преподаватель и родитель действует слаженно, достигается гораздо лучший результат воспитания.

Структура и содержание создаваемой модели

Модель духовно-нравственного просвещения семьи представляет, по нашему мнению, систему мероприятий духовно-нравственного содержания, объединяющих всех участников образовательного процесса. Учитывая то, что воспитание духовно-нравственных качеств начинается в семье, важное место в данной системе отводится организации просвещения родителей через специально организационные формы взаимодействия.

Духовно-нравственное просвещение семьи организуется по следующим направлениям:

1. Очные информационно-просветительские, обучающие и творческие встречи с родителями.

2. Системное дистанционное взаимодействие с родителями.

3. Проведение совместных с родителями и детьми творческих дел, встреч, праздников и т.п. духовно-нравственного содержания.

4. Проведение мероприятий (встреч, конкурсов и т.п.) духовно-нравственного содержания с учащимися, направленными на понимание важности семьи и семейных ценностей.

Очные информационно-просветительские, обучающие и творческие встречи с родителями организуются с учетом возрастных и психологических особенностей их детей и направлены на психолого-педагогическое просвещение родителей по различным аспектам семейного воспитания, информирование о методах и формах воспитания, обучения ребенка, консультирование родителей по духовно-нравственным, психолого-педагогическим и другим проблемам.

Проведение встреч в активной и интерактивной формах, создание атмосферы «живого разговора» будут способствовать осознанию родителями своей важной роли в формировании личности ребенка, проникновению духовно-нравственных идей в жизнь семьи. Предполагается проведение встреч в таких формах, как «Круглый стол», деловая игра, интерактивная игра, дискуссия и.т.п. 

Системное дистанционное взаимодействие с родителями направлено на формирование психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества, расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом. Предполагается не только информирование и консультирование, но организация конкурсов, фестивалей и виртуальных выставок.

Проведение совместных с родителями и детьми творческих дел, встреч, праздников духовно-нравственного содержания укрепит содружество школы и семьи. Традиционно проводятся следующие мероприятия:

1. Встречи в «Библиокафе».

Данное направление предполагает обсуждение вопросов духовности в малой группе (до 6 человек).

В уютном месте библиотеки организуется «мини-кафе» с чаем для 6 учащихся и(или) родителей. Хозяин предлагает тему для обсуждения (творчество писателя, литературное произведение, злободневный для подростка вопрос духовно-нравственной направленности). В ходе встречи гости и хозяин обмениваются мнениями, обсуждают содержание произведений и видеоматериалы, принимают участие в игровой деятельности. Непринужденная обстановка позволяет состояться откровенному доверительному разговору.

  1. Литературные балы.

Цель работы по данному направлению – приобретение учащимися опыта нравственного поведения на основе ярких примеров истории и художественной литературы.

В течение учебного года предусмотрено проведение следующих литературных балов (далее – проект):

«Краски золотой осени», посвященный празднику Покрова Божьей матери (октябрь);

«Рождественский бал» (литературно-музыкальный салон «Стихи в альбом») (январь);

«Пасхальный бал», посвященный Дню семьи (май).

Работа над проектом является длительной (от двух месяцев до полугода) и предполагает организацию разнообразной активной деятельности учащихся духовно-нравственного содержания: изучение и анализ исторического материала, работа с художественной литературой и постановка мини-спектаклей, исторических танцев, поиск классического музыкального сопровождения, выбор костюмов определенной эпохи. Большое внимание уделяется приобретению учащимися навыков этикета: умений красиво и грамотно говорить и двигаться, внимательно слушать собеседника и т.п. Воспитание вкуса и пробуждение у учащихся интереса к произведениям классической литературы, наполненным глубоким нравственным содержанием, развитие видения противоречивой внутренней жизни литературных персонажей – все это составляет содержание и смысл работы над проектом.

Важной составляющей работы над проектом является участие в нем родителей учащихся.

Заключительный этап работы – костюмированный бал. На балу учащиеся и их родители имеют возможность «совершить» увлекательное путешествие в определенную историческую эпоху, насладиться строчками произведений великих писателей, поучаствовать в играх, драматизациях и танцах. Богатство и красота языка художественных и музыкальных произведений, атмосфера камерности, духовная наполненность содержания праздника позволяют учащимся приобрести бесценный нравственный опыт.

Творческий поиск педагогов и родителей позволит обогатить образовательную среду новыми традиционными мероприятиями для всей семьи. Так, в мае  2022  года педагогами, родителями и  учащимися

1 «Б» и 1 «В» классов реализован недельный виртуальный проект «Креативная семейка», объединивший коллективы классов вокруг семейных ценностей.

Проведение мероприятий (встреч, конкурсов и т.п.) духовно-нравственного содержания с учащимися, направленными на понимание важности семьи и семейных ценностей включает мероприятия в течение учебной недели и в шестой школьный день в рамках проекта «Энциклопедия духовного здоровья»:

  1. «Занимательные встречи в «Шишкином лесу».

Данное направление предназначено для учащихся начальных классов. Для организации работы используется православный детский журнал «Шишкин лес». В нем содержатся познавательные тексты по датам православного календаря, художественные произведения (стихи,  рассказы, сказки) духовно-нравственной тематики, а также разнообразный занимательный материал для организации активной познавательной деятельности детей (кроссворды, ребусы, загадки, настольные игры). Журнал также предоставляет возможность учащимся принять участие в международных творческих конкурсах.

Деятельность по данному направлению начинается с рекламы журнала в классных коллективах, предоставления учащимся возможности знакомства с журналом, обмена мнениями и выбора материалов по интересам. Затем организуются громкие чтения и игровая деятельность духовно-нравственного содержания с использованием журнала.

  1. «Добрые встречи с отцом Дионисием» (далее – встречи).

Данное направление реализуется с учащимися и родителями 3 – 11 классов. В основе организации встреч – сотрудничество учреждения образования с Витебской Епархией. Для проведения встреч в школу приглашается проректор по воспитательной работе Витебской духовной семинарии священник отец Дионисий.

Каждая встреча организуются по определенной теме, предназначенной для одной из возрастных групп учащихся, и предполагает погружение в тему, ее обсуждение, разъяснение спорных вопросов, живой разговор со священником.

В течение учебного года проходит десять и более встреч следующей тематики:

ТемаКлассыФормапроведения
1.Творчество. Как много прекрасного вокруг3-4Тематическая встреча
2.Польза и вред наказания5Диспут
3.Правда у каждого своя, или все-же одна?!6«Пирамида знаний»
4.Где границы у свободы?7Мозговой штурм
5.Кто такой человек? Ответы древности и современности философии, науки и религии8Конференция
6.Есть ли сила в словах?4,9Конкурс мини-проектов
7.Можно ли почувствовать в себе душу?10Урок-размышление
8.Человек создан для счастья11Круглый стол
9.Семья своими традициями сильна1 — 11Игра «Мастерская будущего»
10.Заповеди – основа духовного здоровья1 — 11Игра «Аквариум»
  1. Видеоклуб «Территория Души».

Данное направление предполагает просмотр и обсуждение документальных и художественных фильмов, видеороликов, буктрейлеров и т.п. духовно-нравственной направленности (далее – фильмы) и реализуется с учащимися и родителями 1 – 11 классов.

Для заседаний видеоклуба отбираются фильмы глубокого нравственного содержания, посвященные одному из аспектов духовности.

Просмотрам предшествует подготовительная работа по  следующему алгоритму:

  1. Оформление иллюстрированной выставки книг и журналов в соответствии с содержанием фильма.
  2. Посещение выставки учащимися и получение ими творческих заданий.
  3. Проведение в игровой форме встреч в классных коллективах.
  4. Просмотр и обсуждение фильма.
  5. Работа книжных выставок духовно-нравственного содержания.

Данное направление реализуется в сотрудничестве со школьной библиотекой.

Роль тематических выставок в формировании духовно-нравственных качеств личности учащихся на православных традициях невозможно переоценить. Содержательность и глубина избранных тем, а также представленные на выставках материалы способствуют развитию читательской активности, которая ненавязчиво приводит к желаемому результату воспитания. Среди значимых тем выставок можно назвать такие,  как:

Мая Радзіма;

Беларусь мая – родны край;

Вытокі духоўнасці;

Чтобы помнили подвиг вечно;

Душа імкнецца птушкай у нябёсы;

У мовы роднай моцнае карэнне;

Мой родны кут;

Низко кланяюсь матерям;

Мир православной книги.

  1. Экскурсии.

Важным направлением деятельности по духовно-нравственному воспитанию является организация цикла заочных и очных экскурсий, которые помогают школьникам проникнуть в тайны книжного царства, тайны природы, истории и культуры нашей Родины. Самая первая экскурсия в учебном году  проводится в сентябре для учащихся 1 и 5 классов. Это экскурсия в школьную библиотеку. Учащиеся знакомятся с обновлённым к 1 сентября интерьером  школьной библиотеки, получают памятку для читателя, узнают  о новинках литературы. Эта экскурсия указывает  тропинку на большую дорогу книжного царства, дальнейшего развития ребёнка.

Экскурсии в храмы и музеи Республики Беларусь позволяют обучающимся расширить свой кругозор, проникнуться духовностью.

  1. Конкурсы и выставки изобразительной деятельности учащихся.

Данное направление реализуется в течение всего учебного года. Среди учащихся школы организуются изо-конкурсы, по итогам которых проходят общешкольные выставки:

«Подарок для мамы»;

«Новогоднее окошко»;

«Рождественский ангел»;

«Пасхальная открытка» и др.

  1. Внеклассная работа по итогам изучения программ факультативных занятий воспитательной направленности «Учимся жить в мире и согласии», «Речевой этикет», «Основы современного этикета».

Данное направление предусматривает проведение конкурсов исследовательских работ, конференций, встреч и других мероприятий с учащимися, посещающими факультативные занятия.

Проведение всех выше перечисленных мероприятий в системе складывается в модель духовно-нравственного просвещения семьи и предполагает достижение запланированного результата.

Критерии и показатели эффективности реализации проекта

Системная работа по проекту позволяет достичь определенного уровня духовно-нравственной воспитанности как качества личности, определяющего в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В качестве критериев духовно-нравственной воспитанности выступают: уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. В целом, это можно определить как уровень нравственной культуры личности, повышение сплоченности семьи,  ученического и родительского коллективов.

Ожидаемые результаты

Ожидаемыми результатами проекта являются: 

— формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

— повышение интереса родителей к самообразованию;

— удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;

— повышение уровня педагогической культуры родителей;

— активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

— развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

— охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта

Важная роль в реализации задач проекта принадлежит медиатеке, в которой за последние три года подготовлены следующие электронные сборники: «Педагогический потенциал школьной библиотеки и её роль в системе образования»; «Кирилл и Мефодий – святые равноапостольные просветители славян»; «Святая праведная София Слуцкая»; «Евфросиния Полоцкая – заступница земли белорусской»; «Праваслаўныя святыні Беларусі”, “Святые защитники Отечества»; «Чтобы помнили подвиг вечно»; Серия из 6 дисков  «Наше духовное наследие»; «Сучасная беларуская проза»; «Сучасная беларуская паэзия»; серия документальных и художественных фильмов о войне и др.

Деятельность по реализации проекта опирается на «жемчужины» фонда школьной библиотеки:

— книги по искусству («Памятники архитектуры XIV-XVII веков», «Произведения советских художников», Владимир Литвин «Питая образ верой», Владимир Литвин «Портрет города», «Государственный русский музей», «Музеи Беларуси», «Белорусская советская живопись», и др.);

— книги по истории («Витебщина на рубеже тысячелетий», «Слава и гордость земли витебской», «Віцебск – горад майстроў і мастакоў», «Евфросиния Полоцкая», «Святые земли русской», «Священная библейская история», «Школьникам о православной вере»и др.).

Готовность педагогического коллектива к осуществлению творческой (исследовательской) деятельности по внедрению модели духовно-нравственного просвещения семьи подтверждается наличием в учреждении образования педагогических работников, обладающих личностно-профессиональными качествами, способствующими эффективному решению задач проекта. Развитие конструктивных и проектировочных умений, организованность, владение и умение применять на практике современные педагогические технологии обеспечивается в учреждении образования благодаря системной работе по повышению уровня профессионализма педагогов. Работа с педагогическими кадрами осуществляется целенаправленно, планомерно, на диагностической основе.

Владение современными образовательными технологиями и методиками развития, саморазвития и самосовершенствования личности, способность варьировать формы, методы и средства обучения формируются в системе методической работы.

Учреждение образования обладает опытом взаимодействия с учреждениями высшего образования. На протяжении нескольких лет на базе школы осуществляется работа филиала кафедры психологии учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова», которая занимает важное место в достижении результатов образовательной деятельности. Участие специалистов университета в деятельности школы способствует повышению качества образования, так как позволяет строить образовательный процесс на диагностической основе, учесть индивидуальные особенности учащихся при их обучении и воспитании, вооружить родителей и педагогов современными знаниями в области возрастной психологии и помочь им разрешить проблемные ситуации семейного и школьного воспитания посредством организации консультирования специалистов-профессионалов.

Показателем готовности педагогических работников к творческой (исследовательской) деятельности является успешная реализация республиканского инновационного  проекта и областного творческого (исследовательского) проекта.

Литература

1. Андреева, Т. В. Психология семьи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и по специальностям психологии / Т. В. Андреева. – 3-е изд., переработанное и дополненное. – СПб. : Питер Пресс, 2014. – 334 с.

2. Вержибок, Г.В. Гендерное воспитание в семье и школе : Г.В. Вержибок; под ред. А.С. Лаптенка. – Минск : Национальный институт образования, 2016. – 248 с.

3. Глинский, А.А. Воспитание гражданина, труженика, семьянина: пособие для педагогических работников учреждений общего среднего образования / А.А. Глинский, А.Ф. Журба. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 232 с.

4. Залыгина, Н.А. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся, требующих повышенного внимания: пособие для педагогов учреждений образования с русским и белорусским языками обучения / Н.А. Залыгина, М. Е. Минова. – Минск : Национальный институт образования, 2019. – 192 с.

5. Кабуш, В.Т. Гуманизация воспитательного процесса в современной школе: пособие для педагогов общего среднего образования / В.Т. Кабуш, А.В. Трацевская. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 184 с.

6. Катович, Н.К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Н.К. Катович, Т.П. Елисеева. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 208 с.

7. Козлова, Г. Л. Безопасность детей в опасном мире: практическое пособие / Г. Л. Козлова, Л. Н. Мирейчик, М. В. Пряхина. – Минск : Альтиора ― Живые краски, 2013. – 55 с.

8. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 15.07.2015, № 82 // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// adu.by/…/koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc. – Дата доступа: 29.09.2019.

9. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : Трикста, Академический проект, 2011. – 419 с.

10. Левченко, А. О. Дети онлайн : опасности в сети / А. О. Левченко. – М. : Изд-во «Э», 2015. – 320 с.

11. Луговцова, Е. И. Психология формирования культуры здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов-психологов, педагогов социальных учреждений общего среднего образования / Е. И. Луговцова.– Минск : Национальный институт образования, 2012.–190 с.

12. Недвецкая, М. Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи / М. Н. Недвецкая. – М. : УЦ Перспектива, 2011. – 152 с.

13. Некрасова, З. В. Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним потом делать : пособие для родителей / Заряна и Нина Некрасовы. – 2-е изд., доп. – М. : Академический проект, 2017. – 254 с.

14. Овчарова, Р.В. Психология сопровождения родительства / Р.В. Овчарова. – М. : Академия, 2005. – 368 с.

15. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова : учебное пособие. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.

16. Окулич, Н.А. Как стать успешным родителем : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Н.А. Окулич, под ред. М.П. Осиповой. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 192 с.

17. Осипова, М.П. Педагогическое взаимодействие с семьей: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / М.П. Осипова, Е.Д. Осипов. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 189 с.

18. Петрановская, Л. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка / Л. Петрановская. – М. : АСТ, 2015. – 210 с.

19. Формирование семейных ценностей : игры и тренинги для учащихся и родителей / сост. Г. Г. Моргулец. – Волгоград : Учитель, 2011. – 183 с.

20. Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 198 с.

21. Целуйко, В. М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В. М. Целуйко. – 2-е изд. – Мозырь : Содействие, 2007. – 222 с.

22. Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания / В. В. Чечет. – Мозырь : Белый ветер, 2003. – 292 с.

23. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология: Антология / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект; Трикста, 2010.-720 с.


Творческий (исследовательский) проект «Внедрение модели миротворческой деятельности и медиации в учреждении общего среднего образования»

«Внедрение модели миротворческой деятельности и медиации в учреждении общего среднего образования»

Сроки реализации: 2019-2022

Руководитель проекта

Щур Анна Сергеевна, заместитель директора государственного учреждения образования «Средняя школа № 11 г.Витебска»

Данные о разработчике (разработчиках) и консультанте (консультантах):

Данилова Жанна Леонидовна, старший преподаватель кафедры прикладной психологии ВГУ имени П.М.Машерова, медиатор Центра «Медиация и право», конфликтолог

Мацкевич Светлана Валерьевна, заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Средняя школа № 11 г.Витебска»

Булавина Лариса Анатольевна, педагог-психолог государственного учреждения образования «Средняя школа № 11 г.Витебска»

Научный консультант:

Данилова Жанна Леонидовна, старший преподаватель кафедры прикладной психологии ВГУ имени П.М.Машерова, медиатор Центра «Медиация и право», конфликтолог

Цель проекта

Формирование у участников образовательного процесса навыков миротворческой деятельности и медиации, ценностей конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, основанного на сотрудничестве и поиске взаимовыгодных решений.

Задачи:

1. Разработать и реализовать управленческие механизмы внедрения модели миротворческой деятельности и медиации посредством создания и организации работы Школьной службы примирения.

2. Обеспечить психолого-педагогические и материально-технические условия для миротворческой деятельности и медиации в рамках работы Школьной службы примирения.

3. Повысить профессиональную компетентность педагогов в конструктивном урегулировании конфликтных ситуаций.

4. Сформировать, обобщить и распространить эффективный опыт работы Школьной службы примирения в массовую педагогическую практику.

Обоснование целесообразности и актуальности реализации проекта

Учреждение общего среднего образования, во всем его многообразии и изменчивости, считается одним из самых важных институтов обучения и воспитания личности, учитывая многочисленные реформы, образовательные стандарты, восстановление психологической службы. В школе и в обществе поменялось многое, но, прежде всего, поменялись дети, их называют детьми «ЯЯ» или поколением «XYZ», они родились в эпоху конца XX и начала XXI веков. Они разительно отличаются от предыдущих поколений. Они очень индивидуальны, хорошо обучены, легко держатся и вступают в отношения, активно пользуются интернет-технологиями, знают языки, ориентированы на успех, амбициозны, и эта тенденция отмечается многими специалистами, работающими с детьми. Но, при этом, они по-прежнему остаются детьми и подростками со свойственными этому возрасту проблемами, с их перипетиями, взрослением, любовью, отношениями и конфликтами.

Бесспорно, не смотря на изменения в мире и современных детях, в массовой школьной практике по-прежнему главенствует традиционная педагогическая доктрина, основанная на избегании или замалчивании конфликтов. Считается, что педагог не должен их создавать и не должен ими пользоваться в воспитательных целях. Эта позиция как раз и создает то напряжение, которое формируется в школьной среде и, скорее разобщает детей и педагогов в силу разной оценки происходящих событий.

Вместе с тем, конфликты во взаимоотношениях между детьми возникают постоянно, и задача педагога состоит не в их избегании, а в том, чтобы использовать их в целях воспитания. Дети и подростки же, не имея поддержки со стороны взрослых, не осваивая навыки нормального выхода из конфликтных ситуаций, не участвуя в деятельности, предметом которой был бы анализ и выстраивание взаимоотношений с другими детьми и педагогами, начинают все богатство отношений и разнообразные способы их регулирования подменять авторитарными способами — чаще всего насилием. А, замыкаясь в собственной подростковой среде и лишаясь поддержки взрослых, дети несут свои неконструктивные навыки в социум.

В настоящее время в Республике Беларусь начинает возрастать интерес к развитию школьной медиации, к обучению учащихся навыкам и умениям примирителей в разрешении школьных конфликтов. В процессе овладения технологией медиации и коммуникативными техниками дети обретают новый стиль поведения в конфликтных ситуациях, который позволяет более целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом разрешать споры, приобретают широкие возможности воспитания в себе таких личностных качеств как самоуверенность, ответственность, беспристрастность, склонность к сотрудничеству.

В последнее время защита школьников от внешней агрессии резко усилилась. В школе появились охранники, видеокамеры, турникеты и т.п., усилился пропускной режим. Но, как защититься от насилия внутри самой школы? Если представить, какое количество конфликтов происходит в школе каждый день, то становится понятна и разобщенность классов, и образование групп «отверженных» или аутсайдеров. Конфликт – это всегда противостояние мнений, мотивов и сил. Поскольку каждый человек имеет свое мнение, то их столкновение неизбежно. И поэтому конфликты в школе были, есть и будут, главный вопрос стоит только в том, как они решаются.

Представим на минутку, что происходит в школе, когда случается конфликт. Что делает подросток, которому предъявляют претензии? То же, что делал бы любой человек в этой ситуации: начинает защищаться и оправдываться. В любом случае о чувстве раскаяния речь не идет. Точнее, идет, но только в наставлениях взрослых: «Тебе должно быть стыдно», – говорят ему. Но пока он не начал сочувствовать жертве, пока на него «вешают клеймо» нарушителя, подросток в лучшем случае будет относиться к этому разговору, как к бессмысленному действию. И взрослые, не видя раскаяния, начинают еще больше давить на подростка, говоря, что он должен испытывать чувства, о наличии которых подросток может и не подозревать, ведь в подростковой культуре не принято выражать стыд, раскаяние и другие чувства, поскольку это трактуется окружением как слабость. И отсутствие искреннего раскаяния не восполняет даже возмещенный потерпевшему ущерб. Тем более, что обычно возмещает его не сам подросток, а его родители. А что делать потерпевшему, как ему существовать в этом всем процессе наказания обидчика, к которому он не приложил руку? В любом случае отношения между нарушителем и пострадавшим оказались разрушенными, и никто не помогает их восстановлению. Ведь без активной позиции сторон конфликта и их собственного желания разрешить ситуацию, «за них» это сделать невозможно. То есть, в этих механизмах реагирования ребенку, порою, просто навязывается определенная позиция, а не передается ответственность за разрешение ситуации. Подростка морализируют, заставляют, ему советуют, решают за него, но не дают возможности самому разрешить сложившуюся ситуацию. Поэтому решением конфликтов в школе занимается кто угодно, кроме самих участников, что фактически мешает реальному решению ситуации с принесением искренних извинений, исправлением ситуации, возмещением ущерба, избавлением от негативных эмоций. И такая ситуация как раз проистекает из принципа наказания.

В Витебском регионе начинается работа по внедрению в школы медиативного подхода в разрешении конфликтов в школьной среде, так называемая школьная медиация. Под медиацией обычно понимается процесс, в рамках которого участники конфликта с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают спор, а также процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций, происходящих в школе. В ходе такой работы важно, чтобы участники (а этом могут быть дети, педагоги, родители, руководство школы)Якорь имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из конфликтной ситуации. Медиация же фокусируется на ответственности обидчика в первую очередь перед потерпевшим. А главное, договориться, как будет решена эта сложившаяся ситуация, они должны сами в ходе переговоров. Этот медиативный или восстановительный (цель которого — восстановление ущерба и отношений) подход основан на вере, что внутри люди понимают, что такое справедливость, и в спокойном состоянии, без угрозы насилия со стороны взрослых или сверстников, дети смогут сами найти выход из создавшейся конфликтной ситуации.

С 2015 году Центром «Медиация и право» начат проект по развитию школьной медиации в Республике Беларусь. Среди причин, которые подтолкнули специалистов-практиков к организации проекта, можно назвать: стрессовая неуравновешенность детей и подростков, зачастую являющаяся причиной конфликтов в школьной среде; необходимость индивидуализации процесса воспитания подрастающего поколения; поиск новых технологий для разрешения конфликтов; эффективность создания в учреждениях образования «Школьных служб примирения» в международной практике. Фактически целью медиации в школе является примирение сторон. В работе подобной школьной службы медиации или примирения поднимаются три важных вопроса:

1. К каким последствиям привел конфликт, и какие чувства он вызвал у участников?

Высказывание чувств с одной стороны помогает выговориться, рассказать о своих переживаниях, позволить другому участнику поглядеть на это со стороны.

2. Если потерпевшему причинен вред, то, как его можно восстановить?

И здесь уже стороны путем переговоров приходят к решению, каким должно быть возмещение. Достаточно ли извинений, искренние ли они и так далее. И если стороны договорились, то это и есть справедливость, это должны определять сами участники конфликта, а не директор, психолог или учитель. 

3. Как сделать, чтобы конфликт больше не повторился?

Здесь уже разбирается социальная ситуация сторон и возможная социальная или психологическая помощь.

Описание научных теорий и разработок
(концептуальные положения)

Тема проекта соответствует приоритетным направлениям фундаментальных и прикладных исследований Республики Беларусь.

Теоретическо-методологической базой проекта являются:

системный подход к разработке проблем обучения (П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев, В.Г. Буданов, В.В. Гузеев, Э.Н. Гусинский, Б.Ф. Ломов, С.Г. Шаповаленко, Г.П. Щедровицкий, В.А. Якунин);

деятельностный подход в учебной деятельности, представленный В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным;

компетентностный подход (И.А. Зимняя, Д.А. Иванов, Н.В. Кузьмина, Г.М. Коджаспирова, И.А. Колесникова, В.Д. Шадриков, А.В. Хуторской).

Проект регламентируется:

1. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2016 № 250 «Об утверждении Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы.

2. О медиации: Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 58-З (ред. от 05.01.2016) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.01.2016, 2/2353.

Реализация проекта регламентируется Законом Республики Беларусь «О медиации» с целью содействия эффективной реализации Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы.

С 2015 года реализуются проекты по развитию школьной медиации в Республике Беларусь. Среди причин, мотивирующих к организации проекта, можно назвать: стрессовая неуравновешенность детей и подростков, зачастую являющаяся причиной конфликтов в школьной среде; необходимость индивидуализации процесса воспитания подрастающего поколения; поиск новых технологий для разрешения конфликтов; эффективность создания в учреждениях образования «Школьных служб примирения» в международной практике.

«Школьная» медиация – одно из направлений развития медиации, призванное оказать помощь педагогам, учащимся и их родителям, разрешить возникшие конфликты и свободно ориентироваться в школьной среде. «Школьная» медиация – это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех ступенях общего среднего образования. Под «школой» часто подразумевается и система образования, и приобретение опыта, и комплекс определенных способов изучения какой-либо отрасли знания, и направление (в науке, философии, искусстве и т.п.), обладающее определенными отличительными свойствами, и, наконец, просто группа учащихся, единомышленников, последователей. Именно благодаря столь широкой трактовке слова «школа» определение «Школьная» медиация в полной мере отражает весь спектр возможностей, которые этот подход открывает для учреждения общего среднего образования.

«Школьная» медиация – это собирательное понятие, применимое ко всему многообразию вариантов общения детей, подростков и молодежи в целом, как между собой, так и с представителями других возрастных групп. При столь широком спектре общения часто приходится иметь дело со столкновением интересов. «Школьная» медиация подразумевает, что мы можем сократить количество подобных столкновений и облегчить их последствия. Навыку мирно разрешать конфликтные ситуации и уметь их предотвращать можно обучить. И чем раньше мы начнем это обучение – тем лучше.

«Школьная» медиация – это серьезная педагогическая программа, требующая упорной работы педагогов, руководства учреждения образования и самих детей, и, конечно, специалистов: педагогов-медиаторов и тренеров-медиаторов. В процессе обучения медиации учащиеся сами выбирают, заниматься ли им медиацией. В дальнейшем старшеклассники могут сами стать медиаторами и помогать другим. На занятиях по медиации предполагается обучение тому, как вести себя при конфликте, не отвечать агрессией на критику, а попробовать понять собеседника. Можно также будет узнать что-нибудь о себе, об окружающих, научиться принимать мир таким, каков он есть. В идеале целесообразно, чтобы в учреждении образования действовала группа медиаторов из числа педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов и др., обученных методу школьной медиации. Их задача – интегрировать метод «школьной» медиации в учебное пространство и обучить своих коллег. В свою очередь эти педагоги уже смогут обучить методу школьной медиации учащихся и их законных представителей. Однако необходимо учесть, что возникающие конфликты не станут ждать, пока выстроится подобная «цепочка». Они требуют немедленного урегулирования. Для этого необходимо подготовить специалистов, которые смогли бы не только обучать взрослых и детей  основам медиации, но были бы способны в любой момент провести процедуру медиации, урегулировать реальный конфликт.

Обучение «школьной» медиации полезно родителям, потому как помогает им наладить общение со своими детьми. В семье часто возникают конфликты, сопровождающиеся бурным всплеском эмоций. Если члены семьи могут отрегулировать, осознать свои эмоции, прийти к компромиссному решению, то такие конфликты не носят разрушительного характера, ибо в подобных ситуациях конфликт – проявление эмоциональной значимости членов семьи, их желания общаться. В таких случаях требует коррекции лишь форма их общения. В результате – семья не превращается в «испытательный полигон», где апробируются «военные стратегии» для дальнейшего «общения» с другими людьми.

Таким образом, «школьная» медиация, опираясь на преемственность, может сопровождать обучающегося на всех ступенях общего среднего образования, обеспечивая помощь в разрешении жизненно важных вопросов.

«Школьная» медиация как система нужна  системе образования, потому что до настоящего времени отсутствовал механизм мягкого и грамотного разрешения конфликтов, так или иначе касающихся учащихся. Кроме того, внедрение «школьной» медиации приводит к общему улучшению обстановки в коллективе, где каждый – ребенок, педагог, родитель, – начинает чувствовать себя более защищено.

В основе школьной медиации лежит восстановительная медиация. Восстановительная медиация направлена на создание условий для диалога, в процессе которого ответственность за принятые решения лежит на сторонах-участниках конфликта. В результате  диалога происходит выработка совместного взаимовыгодного  решения и восстановление отношений. Таким образом, основная задача медиатора – не помирить стороны, а создать такие условия для сторон и их диалога, в которых они смогут сами прийти к важному восстановительному эффекту примирения и заключению медиативного соглашения.

Структура и содержание модели миротворческой деятельности и медиации

Реализация проекта предполагает создание Школьной службы примирения.

Школьная служба примирения (далее – Служба) – структура, создаваемая в учреждении образования специально для обеспечения ее ресурсом разрешения конфликтных ситуаций внутри школы и силами самой школы. Глобальная задача Службы – сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом. Создание Службы позволяет разрешать не только обычные, случающиеся ежедневно конфликты, но сложные ситуации, затяжные конфликтные ситуации.

Служба при исполнении своих функций должна быть независимой и самостоятельной. Деятельность Службы должна получить официальный статус в рамках структур, в которых она создается. Медиаторы, участники и ведущие примирительных программ должны пройти специальную подготовку.

Служба осуществляет свою деятельность на основании разработанного «Положения о Школьной службе примирения».

Служба использует разные программы:

Медиация

Круги сообществ

Школьная конференция

Семейная конференция

Круги заботы

Примирительные встречи

Просветительская деятельность (стенгазета, буклеты, форумы и т.п.)

Семинары-тренинги по коммуникациям

В Службу могут быть включены все участники образовательного процесса: учащиеся, педагоги, родители. В работе Службы по согласованию с руководством школы могут участвовать медиаторы-ведущие восстановительных программ из других районных и городских организаций. Руководителем (куратором) Службы может быть педагог-психолог, социальный педагог или иной работник школы, прошедший обучение проведению восстановительных программ (медиация, круги сообщества), на которого возлагаются обязанности по руководству Службой приказом директора учреждения образования.

В процессе  проведения  восстановительных программ специалист Службы и медиаторы-учащиеся соблюдают следующие принципы:

принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся (воспитанников)  в организации работы Службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в восстановительной программе. Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не  участвовать в восстановительной программе.

принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство Службы не разглашать полученные в процессе медиации сведения за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими). Также исключение составляет ставшая известная медиатору информация о готовящемся преступлении.

принцип нейтральности, запрещающий медиатору-ведущему восстановительных программ принимать сторону одного из  участников конфликта (в том числе сторону администрации). Медиатор/ведущий восстановительных программ  в равной степени поддерживает обе  стороны в их стремлении в разрешении конфликта. Нейтральность предполагает, что специалист Службы не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому медиатору.

принцип информирования.  Медиатор/ведущий восстановительных программ должен предоставить сторонам необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях того или иного их выбора (в том числе согласия или отказа от участия в восстановительной программе).

принцип безопасности. Медиатор/ведущий восстановительных программ обязан обеспечить безопасность участников на совместной встрече. В случае сомнений в безопасности необходимо продолжить работу со сторонами по отдельности  или отказаться от проведения совместной встречи.

Миссия Службы – развивать и укреплять как культурную традицию способность детей и взрослых к взаимопониманию, а также формировать ответственное и поддерживающее школьное сообщество.

Цель Службы – развитие в учреждении образования восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения детей и подростков.

Задачами Службы являются:

проведение восстановительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, семейных конференций) с участниками конфликтов и противоправных ситуаций;

обучение участников образовательных отношений цивилизованным методам урегулирования  конфликтов и реагирования на правонарушения детей и подростков;

организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о принципах восстановительного подхода к реагированию на конфликты  и правонарушения детей и подростков;

насыщение восстановительными практиками существующих в школе форм управления и воспитания (таких, как родительские собрания, педагогические и методические советы, классные часы  и пр.), налаживание взаимопонимания между участниками образовательного процесса;

взаимодействие с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с целью совместной реализации принципов восстановительного  подхода в случае совершения  противоправных действий учащимся учреждения образования.

Деятельность Службы основана на следующих принципах восстановительного подхода к реагированию на конфликты, в том числе с причинением вреда, и правонарушения несовершеннолетних:

восстановление у участников конфликта способности понимать (осознавать) свою ситуацию и ситуацию второй стороны, переосмысливать и исправлять ее;

ответственность нарушителя перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель), состоящая в заглаживании причиненного вреда насколько возможно силами самого нарушителя. Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва) в процессе заглаживания нарушителем причиненного жертве вреда и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его близких;

принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию, исключающей насилие или дальнейшее причинение вреда; по прекращению взаимной вражды и нормализации отношений;

планирование сторонами конфликта своего будущего, позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем и формирование более ответственного поведения как важного элемента воспитания;

помощь близких и уважаемых людей в актуализации у участников конфликтной ситуации нравственных установок (ориентиров), отсутствие которых привело к конфликту/правонарушению. Поддержка позитивных изменений и выполнения участниками заключенного примирительного договора (плана) со стороны родных, близких и школьного сообщества.

Этапы внедрения Школьной службы примирения

Внедрение Школьной службы примирения осуществляется в несколько этапов:

первый этап (сентябрь-октябрь 2019) – диагностический (выявление конфликтов, анкетирование педагогов и обучающихся);

второй этап (ноябрь 2019) – организационный (формирование группы учителей, социальных педагогов, педагогов-психологов, руководства школы с целью последующего их обучения);

третий этап (ноябрь 2019 – январь 2020) – учебно-методический (обучение педагогов навыкам ведения переговоров и отбора случаев для процедуры медиации);

четвертый этап (февраль 2020 – май 2022)реализационный (внедрение медиации в школе, начало работы Школьной службы примирения);

пятый этап (май 2022 – декабрь 2022) – обобщающий (анализ и оценка результатов реализации проекта, выявление проблем, возникших в ходе реализации проекта, определение путей  их решения, определение целесообразности дальнейшей работы в данном направлении, формирование, обобщение и распространение эффективного опыта работы Школьной службы примирения в массовую педагогическую практику).

Ожидаемые результаты проекта

1. Улучшение качества жизни всех участников образовательного процесса с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.

2. Создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки.

3. Сформированность культуры ненасильственного общения и способности к взаимопониманию среди участников школьного сообщества.

4. Владение нормами культуры конструктивного и миролюбивого поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение прав и интересов каждого.

5. Владение заинтересованных обучающихся и педагогов технологией медиации, восстановительной коммуникации и другим типам восстановительных программ. Выработка понимания необходимости при удовлетворении собственных потребностей и защите своих интересов считаться с интересами окружающих.

6. Эффективная работа Школьной службы примирения по оказанию помощи всем участникам образовательного процесса в разрешении конфликтов на основе принципов восстановительной медиации.

7. Наличие опыта проведения информационных мероприятий для учителей, учащихся, руководства учреждений образования и родителей с целью донесения ценностей примирительного подхода в урегулировании школьных и семейных конфликтов, координации усилий семьи и педагогического коллектива с целью предотвращения неблагоприятных условий развития жизни и личности ребенка.

8. Снижение количества фактов привлечения несовершеннолетних к административной ответственности.

9. Повышение и сохранение профессиональной компетентности, профилактика профессионального выгорания педагогов, что достигается получением специальных знаний и навыков, облегчающих работу с конфликтом.

10. Развитие навыков у учащихся самостоятельно решать свои проблемы в общении со сверстниками, распознавать поведенческие и эмоциональные знаки, сигнализирующие о неприятностях или затруднениях у сверстников.

Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности

КритерииПоказатели
1.Психопрофилактическая деятельностьОграничение административных и ориентированных на наказание реакций на конфликты с причинением вреда, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних
2.Информационнаяи психологическая культура учащихсяНаличие у участников образовательного процесса необходимых знаний и умений по миротворчеству и медиации, их способность ориентироваться в современной конфликтологии, сформированность умений использования знаний в миротворческой практике
3.Профессионально-личностныйрост педагогови специалистов школыПоложительная динамика ступеней профессионального роста: умелость, мастерство, творчество, новаторство
Профессиональные и личностные достижения педагогов
Развитие компетентности педагогов в практике миротворчества и медиации
Мотивация педагогов на восстановление межличностной системы отношений учащихся в постконфликтном периоде
Креативное использований знаний медиации в образовательном процессе
4.Личностное развитие учащихсяПоложительная динамика развития эмоционально-волевой сферы, мотивации, общекультуральных умений и навыков учащихся, самооценки, самоконтроля и саморегуляции в ситуации конфликта
5.Удовлетворенность участников образовательного процессаПоложительная динамика, уменьшение количества конфликтов и правонарушений в среде учащихся

Ресурсное обеспечение внедрения проекта

Деятельность по реализации проекта осуществляется с использованием ресурсов государственного учреждения образования «Средняя школа № 11 г.Витебска».

Кадровое обеспечение:

директор школы

заместители директора по учебной и воспитательной работе

специалисты социально-педагогической и психологической службы

студенты и преподаватели кафедры прикладной психологии учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М.Машерова»

специалисты и тренеры «Центра «Медиация и право» (г.Минска и г.Витебска).

В процессе реализации проекта предполагается:

поддержка педагогического коллектива;

поддержка коллектива учащихся школы;

поддержка родительского коллектива.

Информационное и материально-техническое обеспечение:

локальная сеть;

возможность использования информационной сети ИНТЕРНЕТ;

методический кабинет с полным комплектом оборудования для проведения лекций и семинаров (мультимедийный компьютер, проектор, видео-двойка, экран), антенна  спутникового вещания);

программно-методические комплексы для проведения учебных занятий, самоподготовки, осуществления контроля качества знаний:

программные комплексы для разработки мультимедийных приложений.

Список использованных источников

1. О медиации: Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 58-З (ред. от 05.01.2016) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.01.2016, 2/2353.

2. Аллахвердова, О.В. Медиация – конструктивное разрешение конфликтов / О.В. Аллахвердова, А.Д. Карпенко. – Санкт-Петербург, 2008. – 127 с.

3. Бесемер, Х. Медиация: посредничество в конфликтах / Х. Бесемер; [пер. с нем. Н.В. Маловой]. – Калуга: Духовное познание, 2004. – 172 с.

4. Бойко, М.С. Базовый курс медиации: рефлексивные заметки / М.С. Бойко, С.В. Лабода. – Минск: Медисонт, 2011. – 316 с.

5. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2005. – 436 с.

6. Данилова, Ж.Л. Конфликтология: учебно-методический комплекс / Ж.Л. Данилова. – Витебск, Издательство: УО «ВГУ имени П.М.Машерова», 2010. – 84 с.

7. Дорошенко, О.М. Реализация полномочий полиции в сфере миграционных потоков по противодействию правонарушениям несовершеннолетних / О.М. Дорошенко // Миграционное право. – 2015. – № 1. – С. 26-29.

8. Каменков, В.С., Орловская, И.В. Школьная медиация в Беларуси: первые шаги// Выхаванне і дадатковая адукацыя, № 11. – С. 38-40.

9. Кимберли, К. Медиация: краткий курс / К. Кимберли [пер. с англ. Носырева Е.И.]. М.: Инфотропик Медиа, 2013. – 316 с.

10. Коновалов, А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство/ под общей редакцией Л.М. Карнозовой. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа». 2014. – 306 с.

11. Конфликтология: учебно-методический комплекс / сост. Ж.Л. Данилова. – Витебск: ВГУ имени П.М.Машерова, 2017. – 119 с.

12. Пранис, К., Стюарт, Б., Уедж, М. Круги примирения: от преступления к сообществу. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2010. – 240 с.

13. Хащенко, В.А. Способы разрешения межличностного конфликта в экспериментальных условиях жизнедеятельности // Психологический журнал / В.А. Хащенко. – Том 14. – 1993. – № 3. – С. 38 – 46.

14. Щетинин, С.В. Воспитание свободой. В регионе внедряют ювенальную юстицию и школьную медиацию / С.В. Щетинин // Вопросы ювенальной юстиции. – 2007. – № 4.