Библиотека


Фотогаллерея


Режим работы

«…Если каждая книга – маленький огонёк в темноте,

то каждая библиотека – огромный костёр,

вокруг которого каждый день

согреваются десятки тысяч людей…»

Стивен Кинг

Режим работы библиотеки

Понедельник                                            08.00-16.30
Вторник     08.00-16.30
Среда  08.00-16.30
Четверг  08.00-16.30
Пятница  08.00-16.30
Суббота 08.00-16.30

Каждый первый вторник месяца — санитарный день

Заведующий библиотекой: Шлепикова Людмила Сергеевна

Библиотекари: Курилина Екатерина Федоровна, Мацкевич Светлана Валерьевна

Библиотека расположена на первом этаже школы и состоит из абонемента, совмещенного с читальным залом.

Помещение для фонда учебных пособий расположено отдельно.

Библиотека оснащена  компьютером и принтером, имеется доступ к сети Интернет.


Новые поступления

Сапожникова,Э. Серия «Мир путешествий»

Россия / Элина Сапожникова. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2022. — 64 с.: ил.

Привет! Давай вместе отправимся в захватывающее путешествие по России! Сопровождать тебя будут Алёна и Максим. Они расскажут о самом интересном: о народах и их культуре, о достижениях и рекордах, о необычных животных и памятниках природы…

В конце каждого раздела ты найдёшь викторину, которая поможет запомнить удивительные факты.

Кажура, В.В. З легендаý i казак…: Маленькая азбука беларускай мiфалогii: для мал.шк.узросту/ В.В.Кажура. – Мiнск: Беларусь, 2021.-60 с.: iл. — (Маленькi прафесар)

              Кнiга ý займальнай вершаванай форме знаёмiць юных чытачоý з мiфалагiчнымi ýяýленнямi продкаý беларусаý, з надзвычайнымi iстотамi, якiя сустракаюцца ý легендах, казках i паданнях. Сярод iх язычнiцкiя божаствы Вялес, Ярыла, Лада, Пярун, Сварог, Стрыбог, Жыцень, Ляля, а таксама такiя персанажы славянскiх чарадзейных казак, як Лесавiк, Палявiк, Хатнiк, Цмок, Вадзянiк i iншыя.

Муравейка, I. Чалавек усмiхаецца: вершы, казкi, загадкi: для мал.шк.узросту/ I.Муравейка; cклад.А.С.Масла; маст.К.С.Баранава. – Мiнск: Беларуская Энцыклапедыя iмя Петруся Броýкi, 2021.- 32 с.: iл. – (Кнiгi нашага дзяцiнства).

Iван Муравейка – класiк беларускай дзiцячай лiтаратуры, воiн-салдат, якi здабываý Перамогу ý Вялiкую Айчынную вайну 1941-1945гг., дайшоý да Берлiна i напiсаý на Рэйхстагу: “Iван з Беларусi”. “Жыццялюб з дзiцячымi вачыма” – называлi яго пры жыццi – а пражыý творца амаль сто гадоý! У гэтай кнiзе – невялiкая, але яскравая падборка твораý Iвана Муравейкi i аповед пра жыццё чалавека-легенды. Кнiга, разлiчаная на шырокае кола чытачоý, будзе цудоýным дапаможнiкам настаýнiкам i вучням.

Зарецкая,И. Я буду спасателем!: рассказы: для мл.шк.возраста / Инна Зарецкая; худож.Екатерина Ванина. – Минск: Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, 2021.-56 с.: ил. – (Белорусские писатели – детям).

Кушнерёва, Л.А. Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма: факультативные занятия в 6 (7) кл.: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения. В 2ч. Ч.1./Л.А.Кушнерёва. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2022.-80с.

Издание является частью учебно-методического комплекса для факультативных занятий «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма» и содержит учебную программу и методические рекомендации для учителя. Материалы пособия направлены на воспитание нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать ответственность за судьбу своего Отечества. В комплекс также входит пособие для учащихся, которое содержит книгу для чтения, рабочую тетрадь и иллюстрированный словарь.

Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны). Хрестоматия: пособие для учащихся учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / сост. А.А.Коваленя [и др.]; под ред. А.А.Ковалени.- Минск: Изд. центр БГУ, 2022.- 399 с.: ил.  

Плавiнскi, М.А. Археалагiчныя цуды Беларусi / М.А.Плавiнскi. – Мiнск: Беларуская Энцыклапедыя iмя Петруся Броýкi, 2021.- 64с.: iл.- (Беларуская дзiцячая энцыклапедыя).

Кнiга прысвечана гiсторыi i вынiкам вывучэння найбольш цiкавых археалагiчных помнiкаý Беларусi розных эпох – ад часу засялення тэрыторыi нашай краiны першымi людзьмi да перыяду позняга Сярэдневякоýя. Апавяданне пра ýнiкальныя старажытнасцi Беларусi вядзецца ý кантэксце старажытнай i сярэдневяковай гiсторыi ýсяго еýрапейскага кантынента. Прызначана для дзяцей сярэдняга i старэйшага школьнага ýзросту i iх бацькоý, якiя цiкавяцца археалогiяй i гiсторыяй Беларусi

Рыжкова, А.Н. Дивный мир природы Березинского биосферного заповедника: для сред. и ст. шк. возраста / А.Н.Рыжкова. – Минск: Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, 2021. – 88 с.: ил. – (Белорусская детская энциклопедия).

Книга позволит совершить увлекательное путешествие в удивительный мир растений и животных Березинского биосферного заповедника. Издание познакомит как с хорошо известными обитателями белорусских лесов, болот и рек, так и с редкими представителями флоры и фауны. Читателей ждут не только любопытнейшие факты, изложенные доступным и увлекательным языком, но и восхитительные фотографии – большие, яркие и красочные!


Это интересно
Георгий Франциск Скорина

Пройдите тест о первопечатнике ЗДЕСЬ

Изображение

Видеоролик «Мая краiна» — смотреть

Подробнее о П.М.Машерове можно прочитать здесь


Литературный календарь

«Любіце кнігу, бо яна — крыніца мудрасці,

ведаў і навукі, лекі для душы»

Францыск Скарына

Международные десятилетия и годы

2021–2030 10-летие по восстановлению экосистем

2021–2030 10-летие науки об океане в интересах устойчивого развития

2014–2024 10-летие устойчивой энергетики для всех

2016–2025 10-летие действий Организации Объединённых Наций по проблемам питания

2018–2028 Международное десятилетие действий «Вода для устойчивого развития»

2022 Международный год кустарного рыболовства и аквакультуры

Календарь

международных и государственных праздников,

памятных дат и праздничных дней

в 2024/2025 учебном году 

1 сентябряДень знаний
3 сентябряДень белорусской письменности
15сентябряДень библиотек
17сентябряДень народного единства
21сентябряМеждународный день мира
1 октябряДень пожилых людей
1 октябряДень учителя
14 октябряДень матери
21 октябряДень отца
23 октябряМеждународный день школьных библиотек
9 ноябряМеждународный день против фашизма, расизма и антисемитизма
24 январяМеждународный день образования
14 февраляМеждународный день дарения книг
21 февраляМеждународный день родного языка
23 февраляДень защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь
3 мартаВсемирный день писателя
15 мартаДень Конституции Республики Беларусь
21 мартаВсемирный день поэзии
22 мартаДень памяти жертв Хатынской трагедии
27 мартаМеждународный день театра
2 апреляМеждународный день детской книги
2 апреляДень единения народов Беларуси и России
12 апреляДень космонавтики
26 апреляДень чернобыльской трагедии
5 маяДень печати9 мая – День Победы
12 маяДень Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь
15 маяМеждународный день семей
18 маяВсемирный день музеев
22 июняДень всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа

Календарь

юбилейных дат в 2024 /2025 учебном году

сентябрь95-летие со дня рождения Николая Матуковского  
октябрь210-летие со дня рождения Михаила Лермонтова 75-летие со дня рождения Алексея Якимовича  
ноябрь125-летие со дня рождения Михася (Михаила) Лынькова 115-летие со дня рождения Максима Лужанина  
декабрь90-летие со дня рождения Ивана Чигринова  
январь230-летие со дня рождения Александра Грибоедова 165-летие со дня рождения Антона Чехова 135-летие со дня рождения Бориса Пастернака 105-летие со дня рождения Николая Аврамчика 85-летие со дня рождения Леонида Дайнеко  
февраль100-летие со дня рождения Ивана Науменко 90-летие со дня рождения Рыгора Бородулина  
март185-летие со дня рождения Франциска Богушевича 105-летие со дня рождения Алексея Пысина  
апрель85-летие со дня рождения Виктора Казько  
май125-летие со дня рождения Владимира Жилки 120-летие со дня рождения Михаила Шолохова 85-летие со дня рождения Иосифа Бродского  
июнь125-летие со дня рождения Кузьмы Чорного 120-летие со дня рождения Петра Бровки 115-летие со дня рождения Александра Твардовского 75-летие со дня рождения Алексея Дударева  

Золотой список литературы

А вы задумывались, ребята, почему некоторые книги живут так долго? И остаются нам при этом дороги…

Наверное, так случается потому, что большому писателю удается сделать книжный мир настоящим. И не просто настоящим, а таким, каким каждый из нас хочет его видеть.


Никто не забыт, ничто не забыто

Стихи о войне и Победе/А.А.Ахматова, Д.Бедный, С.В.Ботвинник и др., худож.Е.Володькина, А.Лебедев, Г.Мацыгин и др. – М.: РОСМЭН, 2023. – 128 с.: ил. – (Внеклассное чтение).

В сборник вошли произведения советских поэтов: Анны Ахматовой, Демьяна Бедного, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Константина Симонова и других – о военном времени и подвигах, о боях на фронте и в тылу, о великой Победе.

Рассказы о войне/Л.Кассиль, Р.Погодин, В.Осеева, К.Симонов и др., худож. О.Подивилова – М.: Самов ар, 2022.- 192 с.: ил. — (Школьная библиотека).

В сборник вошли произведения советских авторов, в которых рассказывается о подвигах наших солдат, о смерти, любви и надежде, о горе и радости, о желании жить и самопожертвовании ради других – словом, о том, какой была эта война и чем пришлось за неё заплатить.

Великая Отечественная война. 1941-1945: рассказы, стихи, очерки, письма: [сборник ; сост. Д. Меркулов и др.]. — Москва: Лабиринт Пресс, 2019. — 1141 с.: цв. ил. — (Книга + Эпоха). Книга-панорама с вложениями.

В этой интерактивной книге огромное количество материалов из музейных и личных архивов, а также стихи и рассказы известных советских поэтов и писателей, очерки фронтовых корреспондентов. Ордена, медали и наградные листы сменяются диктантами из ученических тетрадей и письмами родных людей.


Таинственные миры
Изображение
Изображение

Увлекательные приключения
Изображение
Изображение

Ребятам о зверятах

Ребятам о зверятах

Книги о природе и животных

Любят взрослые читать и малыши.

Иногда грустим мы с ними вместе

Иногда – смеемся от души.

Книги о природе и животных всегда любимы детьми. Животные по своей природе близки детям: они милы, непосредственны, они – отражение самой природы. Именно поэтому эти книги находят отклик в сердцах маленьких читателей. Книги о животных учат детей доброте, заботе, формируют представление о мире, его целостности и в то же время хрупкости. Как это ни банально звучит, учат беречь природу, любить и уважать её.

Рассказы о природе и животных для детей (например, таких известных авторов, как В. Бианки, М. Пришвин) очень интересны, они читаются на одном дыхании. Книги о птицах, рыбах и насекомых расширят детское представление об окружающем мире.

Из представленных в этом списке книг ребенок узнает много нового о мире животных, сможет найти ответ на интересующие его вопросы по разным темам, будь то дикие, домашние или морские животные, животные леса, животные пустыни или тайги, животные Австралии или Африки.

Сборники, увлекательные атласы и энциклопедии о природе и животных, разнообразные книги расскажут о жизни птиц, насекомых, рыб, здесь ребенок найдет картинки животных, прочтет стихи о животных.

Энциклопедии и справочники

Я познаю мир: Поведение животных. — М.: АСТ, 2000. — 448 с.: ил.

Я познаю мир: Насекомые. — М.: АСТ, 1998. — 352 с.: ил.

Я познаю мир: Животные. — М.: АСТ, 2000. — 544 с.: ил.

Я познаю мир: Амфибии. — М.: АСТ, 1998, — 480 с.: ил.

Я познаю мир: Загадочные животные. — М.: АСТ, 2000. — 400 с.: ил.

Разумеется, энциклопедия «Я познаю мир» — не только о животных. Им «отдано» лишь несколько томов, самый любопытный из которых — «Загадочные животные». Речь здесь идет о криптозоологии. Слово «крипто» в переводе с греческого означает «загадка». Криптозоологи верят, что на земле живут Тянитолкаи и единороги, и что за героями многих легенд скрываются зоологические объекты — «криптозои». И приглашают вас в «край невиданных зверей». Некоторые из них были действительно открыты учеными, как, например, кистеперая рыба латимерия.

Книги знаменитых авторов

Почти каждый из этих писателей-натуралистов оставил после себя хотя бы несколько книг. И вы можете выбрать любую — будьте уверены, не ошибетесь.

Бианки, В. Лесная газета на каждый год / В. Бианки. — М.: Правда, 1986. — 479 с.: ил.

Другой подобной книги не было. Все самое любопытное, что происходит в природе каждый месяц и день, попало на ее страницы. Здесь можно встретить сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, найти объявление скворцов «Ищем квартиры», узнать, дышит ли цыпленок в яйце. Книга переиздавалась бессчетное число раз и переводилась на многие языки мира.

Пришвин, М. Серая Сова / М. Пришвин. — М.: Дет. лит., 1971. — 175 с.: ил.

Строго говоря, это автобиография индейца по имени Серая Сова, пересказанная с английского Пришвиным.

Племя Серой Совы из века в век охотилось на бобров. Неуклонно следовал древней традиции и сам герой этой книги. Но вот однажды он вдруг почувствовал, что больше не сможет убить ни одного бобра. И… стал смотрителем государственного бобрового заповедника. Быть может, книга эта вовсе не шедевр в литературном отношении, но судьба ее героя абсолютно уникальна.

Сетон-Томпсон, Э. Рассказы о животных / Э. Сетон-Томпсон ; пер. с англ. ; предисл. и коммент. Е. Е. Сыроечковского и Э. В. Рогачевой. — М. : Знание, 1984. — 175 с. : ил.

Белый песец Катуг был голоден, а запах тюленьего мяса так дразнящее манил, что его не остановило даже присутствие больших и странных существ на длинных ластах (людей) и похожих на волков животных (собак). Волкодав заметил маленького храбреца, началась погоня и, несмотря на хитрость, песец погиб в схватке с собаками. Эту историю поведал автор в рассказе «Катуг – дитя снегов». В книге собраны не издававшиеся ранее на русском языке или почти забытые рассказы о поведении животных.

Дмитриев, Ю. Лесные загадки : рассказы / Ю. Дмитриев ; худож. Е. Подколзин. — М. : Стрекоза-Пресс, 2005. — 63 с. : ил.

В сборник известного писателя-натуралиста Юрия Дмитриева вошли сказки и рассказы о тех, кто в лесу живёт, и о том, что в лесу растёт. Книга поможет юному читателю открыть для себя много нового в мире природы. Произведения Дмитриева используются на уроках внеклассного чтения в младших классах.

Сладков, Н. И. Разговоры о животных ; Бюро лесных услуг / Н. И. Сладков ; худож. С. Бордюг. — М. : Стрекоза-Пресс, 2005. — 159 с.

Как живут птицы и звери во льдах белой Арктики, в тундре, зелёных лесах, степях, пустынях и в горах.

Чаплина, В. Питомцы зоопарка / В. Чаплина. — М.: НТР «Риперокс», 1997. — 301 с.: ил.

Всю свою жизнь Вера Чаплина отдала московскому зоопарку. Она могла остаться ночевать на работе, если кому-нибудь из питомцев нездоровилось, могла бегать по всему городу в поисках сбежавшей обезьянки, могла принести в свою коммунальную квартиру новорожденного львенка, которого надо кормить по часам. Словом, Вера Чаплина была человеком одержимым и эту одержимость умела передать читателям. Причем, всяким — от дошкольного возраста и старше. История о львенке Кинули, пожалуй, одно из самых сильных переживаний моего детства. В 1935 году в квартире сотрудницы московского зоопарка появилась новорожденная львица, которой дали говорящее имя Кинули.

Вера Чаплина, долгое время проработавшая заведующей площадкой молодняка московского зоопарка, написала множество добрых и веселых рассказов о своих воспитанниках: о лисенке и кошке, о дружбе медведицы с собакой, о росомахе, о белом медвежонке:

«За Фомкой послали меня. Когда я приехала, Фомка спал. Он лежал на полу, посередине большого кабинета. Все четыре лапы его были раскинуты в разные стороны, и он был похож на маленький коврик. Спал Фомка так крепко, что даже не проснулся, когда я взяла его на руки. Очнулся он уже внизу, на улице, от крика какой-то старушки: — Батюшки! Да, никак, медведя тащат!

Фомка рявкнул, вырвался и… бросился в стоявший около тротуара чей-то автомобиль. Наверно, он его принял за самолёт. Схватился за дверцу лапами, дёргает, а там пассажиры сидят. Увидели они — белый медведь к ним лезет, перепугались, в другую дверцу выскочили и стали кричать. Тут Фомка ещё больше испугался. Как заревёт! Да за ручку как дёрнет! Не выдержала дверца напора, открылась. Я и ахнуть не успела, как он уже в машине, на сиденье, очутился. Сел и успокоился сразу».

Чарушин, Е. И. Тюпа, Томка и сорока : [рассказы] / Е. И. Чарушин ; рис. автора. — М.: Книги «Искателя», 2007. — 63 с. : ил.

«Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп…» Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула, — Тюпа ползёт, подкрадывается поближе и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп… Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!» Вот почему Тюпу прозвали Тюпой».

Евгений Чарушин – один из самых любимых детьми писателей. Его книги вызывают неподдельный восторг и у детей, и у взрослых. Наверное потому, что Чарушин не только описывал своих героев, но и рисовал. Он был невероятно талантливым анималистом. Будучи по образованию художником (Петербургская Академия художеств ВХУТЕИН), Евгений Иванович только в 1930 году начал писать рассказы, вдохновленный отзывами Маршака.

Трудно сказать, что важнее в книгах Чарушина — текст или рисунки. Впрочем, нет, конечно, рисунки. Эти пушистые, теплые милые зверятки, которых художник любил и рисовал с самого детства. И за которых, в конце концов, получил Золотую медаль на Международной выставке детской книги в Лейпциге. В сборник вошли трогательные и очень забавные рассказы о проделках зверят: щенка, медвежат, котенка, лисят и сороки.

Эти и многие другие книги о природе, животных и птицах

вы можете взять в школьной библиотеке.

Приходите! Выбирайте! Читайте!



Книги — юбиляры

КНИГИ-ЮБИЛЯРЫ 2024 ГОДА

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

240 лет со времени издания «Приключений барона Мюнхгаузена» Э. Распэ (1785).

195 лет со времени написания «Сказки о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина (1830).

160 лет со времени публикации сказочной повести «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла (1865).

100 лет со времени публикации стихотворной сказки «Бармалей» К. И. Чуковского (1925).

100 лет со времени публикации стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо» В. В. Маяковского (1925).

95 лет со времени написания и публикации стихотворения «Вот какой рассеянный» С. Я. Маршака (1930).

90 лет со времени издания повести «Военная тайна» А. П. Гайдара (1935). 90 лет со времени написания цикла «Рассказы о животных» Б. С. Житкова (1935).

85 лет со времени написания и публикации повести «Тимур и его команда» А. П. Гайдара (1940).

80 лет со времени издания повести «Пеппи Длинный чулок» А. Линдгрен (1945).

80 лет со времени издания сказок-былей «Кладовая солнца» М. М. Пришвина (1945).

80 лет со времени публикации повести «Сын полка» В. П. Катаева (1945).

70 лет со времени издания отдельной книгой поэмы «Дядя Стёпа–милиционер» С. В. Михалкова (1955).

70 лет со времени публикации повести «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» А. Линдгрен (1955).

25 лет со времени издания книги «Гарри Поттер и кубок огня» Джоан Роулинг (2000).

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

235 лет со времени публикации романа «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева (1790).

225 лет со времени первого издания памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (1800).

 205 лет со времени публикации поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина (1820).

200 лет со времени написания трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкина (1825).

195 лет со времени написания и издания цикла «Повести Белкина» А. С. Пушкина (1830).

195 лет со времени написания цикла «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина (1830).

190 лет со времени написания драмы «Маскарад» М.Ю.Лермонтова (1835).

185 лет со времени публикации романа «Герой нашего времени» и поэмы «Мцыри» М. Ю. Лермонтова (1840).

180 лет со времени написания романа «Бедные люди» Ф. М. Достоевского (1845).

170 лет со времени публикации цикла «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого (1855).

165 лет со времени публикации романа «Накануне» И. С. Тургенева (1860).

155 лет со времени издания сатирического романа «История одного города» М. Е. СалтыковаЩедрина (1870).

145 лет со времени выхода в свет романа «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского (1880). 

125 лет со времени издания рассказа «Антоновские яблоки» И. А. Бунина (1900).

125 лет со времени написания пьесы «Живой труп» Л. Н.Толстого (1900)

 115 лет со времени выхода сборника стихотворений «Вечерний альбом» М. И. Цветаевой (1910).

110 лет со времени выхода в свет поэмы «Соловьиный сад» А. А. Блока (1915).

110 лет со времени написания и публикации поэмы «Облако в штанах» В.В. Маяковского (1915).

85 лет со времени первого полного издания романа в четырёх книгах «Тихий Дон» М. А. Шолохова (1940).

80 лет со времени выхода из печати поэмы «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского (1945).


Памятка для родителей

Простые советы,

как воспитать и поддержать в детях привычку к чтению

1. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

2. Читайте детям  вслух с самого  раннего возраста.

3. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь,  заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.

4. Почаще берите детей с собой в библиотеку и учите их пользоваться ее фондами.

5. Показывайте, что Вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами  и получайте в качестве подарков.

6. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.)

7. Читайте детям волшебные сказки

8. Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений.

9. Пусть ребенок читает кому-нибудь из домашних или своим друзьям, которые еще не умеют читать.

10. Поощряйте чтение: наградой может быть новая книга, принадлежность для  рисования, билеты в театр, поход в зоопарк или музей, разрешение подольше не ложиться спать, чтобы почитать.

11. На видном месте дома повесьте список, где будет отражен процесс чтения ребенка (сколько книг прочитано и за какой срок)

12. Если Вы путешествуете вместе с детьми, предложите им почитать о тех местах, куда Вы едете (и до, и после поездки)

13. Во время поездки на машине пусть дети слушают аудиозаписи литературных произведений.

14. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.

15. Выделите дома специальное место для чтения (укромный  уголок с полками)

16. В доме должна быть детская библиотека.

17. Устройте с детьми поход в библиотеку. Запишите в читальный зал.

18. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой составлен фильм.

Хотите, чтобы Ваш ребёнок много и с удовольствием читал?

Как научить детей искусству чтения.

«Добрые люди не знают, сколько времени и усилий стоило иному, чтобы научиться читать. Я потратил на это 80 лет и ещё сейчас не могу сказать, что достиг цели».

Иоганн Вольфганг Гёте.

Как приучить ребенка к чтению: 13 советов родителям

Многие родители сталкиваются с проблемой: дети наотрез отказываются брать в руки книгу. Научить ребенка читать – еще половина задачи. Важно привить любовь, чтобы чтение было не необходимостью, а приятным и интересным занятием. На основе исследований психологов и педагогов был составлен перечень советов, которые помогут ребёнку заинтересоваться сказочными мирами и сюжетами, чтобы потом с интересом браться за полезную литературу и с удовольствием – за новый роман.

1. Подавайте пример

В таком ответственном деле, как воспитание, важен собственный пример. Одно дело – семья, в которой родители проводят вечера с книгой или газетой, а совсем другое – когда папа не может оторваться от компьютера, а мама не пропускает ни одного сериала. Вполне естественно, что маленький ребенок не потянется за букварем или книжкой с картинками, если есть планшет или смартфон с игрушками. Так что же делать? Читайте сами! Маленький ребенок, глядя на ваше заинтересованное лицо, нахмуренный лоб или счастливую улыбку при чтении, поймет, что вам известен какой-то секрет. Наверняка ему захочется приобщиться таинству.

2. Объясните ценность

С ранних лет вашего ребенка обращайте внимание на то, что книга – это ценность, а не просто бумага и текст, обернутые в цветную обложку. Не выкидывайте и не разбрасывайте книги. Книга – не игрушка, и тем более нельзя допускать, чтобы дети рвали страницы или рисовали на них. В каждом доме должен быть книжный шкаф, а в случае, если какие-то книги вам больше не нужны, их можно сдать в библиотеку или раздать знакомым.

3. Читайте вслух

Начните с чтения вслух – только так ребенок может научиться читать, проговаривая звуки и постепенно понимая взаимосвязи букв, слогов и слов. Дети очень любят, когда родители разыгрывают сказки по ролям, а потом и сами втягиваются в процесс чтения. Это сближает и ассоциируется с самым приятным и интересным времяпрепровождением. Но не превращайтесь в раба чтения – передавайте инициативу. Ребенок может читать вам, бабушке, любимой игрушке или кошке – слушателя найти несложно.

4. Хвалите

Да, не забывайте хвалить за чтение с выражением, когда ребенок правильно произносит сложные слова и не торопится. Ласковое прикосновение, похвала, поощрение шоколадкой или игрушкой сделают свое дело. Ребенок поймет, что читать не так сложно, что у него получается, что он может добиться еще лучших результатов.

5. Прервитесь

Прием, который помогает повысить интерес к рассказу и понять, насколько важно уметь читать. Все просто: читая книгу, остановитесь на самом интересном месте. Сделайте вид, что вы что-то вспомнили и не можете продолжить, пока не запишете важную мысль. Ребенок не станет долго ждать – ему интересно продолжение! Если он уже умеет читать, хотя делает это неохотно, тогда сам возьмет книгу и дочитает за вас. Или же поймет, что вы не всегда сможете читать ему любимые сказки, а читать самому, в общем-то, все-таки стоит научиться.

6. Визуализируйте

Стих, сказку, рассказ можно не только разыграть в лицах, но и отобразить в рисунке, символах и на схеме, составить план. Так ребенку будет понятнее текст, поскольку вы будете опираться на ключевые слова и фразы. И запомнить «нарисованный» стих гораздо проще. Помимо фантазии «здесь и сейчас», этот метод развивает воображение, которое сильно пригодится в будущем – на школьных уроках, на работе, в сложных жизненных ситуациях.

7. Играйте

Если для вашего ребенка шкаф – это ковчег, а хлебная баранка – это руль автомобиля, ему будет проще начать читать и полюбить чтение как интересную игру. Некоторые дети с трудом осваивают чтение из-за своих особенностей развития. В первую очередь это связано с недостатком игр в раннем возрасте. Чтение – это тоже игра, поскольку при этом включается воображение. Читать без способности представлять предметы и события бессмысленно. А если у ребенка не получается представить и понять – ему будет скучно.

8. Развивайте воображение

Клиенты психологов – дети с нарушением восприятия, внимания, памяти и логического мышления. Без всего этого трудно полюбить чтение. Но помочь таким детям, коих очень много, можно. Для этого разработаны специальные развивающие игры. Уделяя им хотя бы по 20 минут ежедневно, можно добиться больших успехов в чтении! Игры, завязанные на угадывании букв, интонаций, скороговорках, ассоциациях не будут казаться скучными уроками, к ним захочется возвращаться вновь и вновь.

9. Покажите мир

Человек, никогда не слышавший пения птиц, не ощутивший дуновения ветра и не погружавшийся в морские воды, не сможет себе этого представить. Некоторые дети растут буквально в тепличных условиях: редко гуляют, мало двигаются, не общаются со сверстниками и не испытывают новых эмоций. То есть не получают жизненного опыта. Таким детям трудно фантазировать. Натыкаясь на описания и явления, которых они не видели в жизни, они пропускают их мимо глаз и души – не понимают смысла, не заинтересовываются. Поэтому крайне важно не только проводить время за книгой, но и показывать ребенку новые картины мира. Обсуждать, обращать внимание на явления, трогать объекты, задавать вопросы («Смотри, это чайка. Как ты думаешь, почему она летит так низко?»).

10. Не жалейте время

Чтобы научить ребенка читать, требуется много времени. Если у него не получается, нет желания, он выказывает протест – потребуется еще больше времени. Не полагайтесь на учителей, вы справитесь не хуже! Авторитет для вашего ребенка – вы сами, и перед вами открывается возможность сблизиться, передать ему свои знания и умения, привычки, любовь к тем или иным книгам, авторам и издательствам. Не пренебрегайте этим.

11. Пусть чтение станет наградой

Полюбив «игры в слова», ребенок будет воспринимать эти минуты и часы как подарок или награду. Убрал разбросанные вещи? Молодец! А теперь можно и почитать. Через развивающие игры, плавно переходящие в чтение, дети учатся с интересом относиться и к книгам. Пусть совместное чтение будет вашим любимым занятием. И тогда вы все чаще будете слышать вопрос: а когда мы пойдем читать?

12. Обсуждайте прочитанное

Превратите чтение в дополнительную тему для разговора: обсуждайте прочитанное, приводите примеры и аналогии. Почему герой поступил так, а не иначе? На кого из ваших родных и друзей он похож? В диалоге на тему произведения ребенку будет проще понять мотивы поступков, запомнить сюжет.

13. Превратите чтение в ритуал

Если ваш ребенок уже не маленький, учится в школе, но с презрением относится к чтению, заведите привычку хотя бы несколько дней в неделю уделять время книге – как самостоятельно, так и вместе с ребенком. А приступать к нему следует с расстановкой – как к ритуалу. Ведь не зря существовала традиция вечерних чтений, когда глава семейства зачитывал произведения, а вся семья слушала, затаив дыхание. Для такой цели отлично подойдут летние вечера на даче!


Памятка для учащихся

Правила чтения для учащихся

1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 10 – 15 минут в день.

2. Старайся не читать лёжа, выбери удобную позу для чтения.

3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.

4. Читай вслух не торопясь. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл прочитанного

5. Если книга тебя увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используя его для физкультурной паузы.

6. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их, делай для себя выводы.

7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и поступкам.

8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку.

9. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять её в руки чистой и опрятной.

10. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.

11. Если тебе встретились в книге интересные фразы, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернёшься к этим словам, выполняя задания учителя.


Правила обращения с книгами
Изображение

Правила поведения в библиотеке

Правила поведения в библиотеке

1. Заходя в библиотеку, поздоровайся со всеми.

2. Прочитанную книгу не бросай, а аккуратно положи на стол.

3. Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу (отыскал твой формуляр).

4. Выбирая новую книгу, всё делай спокойно, книги не разбрасывай.

5. В библиотеке не шуми, не кричи, не бегай.

6. Книги сдавай вовремя, не позднее указанного срока.

7. С книгами обращайся аккуратно.

8. Уходя, обязательно попрощайся.


Электронные версии учебников


Чытаем па-беларуску
Изображение
Першая кнiгаИзображение
Казкi для чытанняИзображение
Дзень нараджэння беларускай кнігіИзображение
Кнiгi для дзяцей па-беларускуИзображение
Казкi unisefИзображение

Правила пользования библиотекой

Правила пользования библиотекой

государственного учреждения образования

«Средняя школа № 11 г.Витебска М.М.Бахтина»

Общие положения

1.1. Типовые правила пользования школьной библиотекой регламентируют общий порядок организации обслуживания читателей школьной библиотеки, права и обязанности библиотеки и читателя и являются основой для разработки и утверждения директором школы Правил пользования библиотекой.

Права читателей

2.1. Право пользования библиотекой имеют учащиеся, педагогические работники и другие сотрудники школы, родители учащихся школы.

2.2. Получать полную информацию о составе фонда библиотеки, порядке доступа к документам и консультативную помощь в поиске и выборе источников информации.

2.3. Получать во временное пользование любой документ из фонда библиотеки.

2.4. Принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой.

2.5. Избирать и быть избранными в совет библиотеки и принимать участие в его работе.

2.6.Обжаловать в установленном законодательством порядке незаконные действия сотрудников библиотеки, ущемляющие читателя в правах.

Порядок пользования библиотекой

3.1. Учащиеся школы записываются в библиотеку в индивидуальном порядке в соответствии со списками классов. Сотрудники школы и родители – по паспорту или другому документу, удостоверяющему личность.

3.2. На каждого читателя заполняется читательский формуляр установленного образца. Формуляр читателя является документом, удостоверяющим факт и дату выдачи читателю документов из фонда и приема их библиотечным работником.

3.3. При записи в библиотеку читатель должен быть ознакомлен с Правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью в формуляре читателя.

3.4. На дом документы выдаются читателям сроком на 7 дней. Примечание. Срок пользования может быть продлен, если на данный документ нет спроса со стороны других читателей.

3.5. Учебная, методическая литература выдается читателям на срок обучения в соответствии с программой (с обязательной перерегистрацией в конце учебного года). Литературные произведения, изучаемые по программе на уроках, выдаются на срок в соответствии с программой изучения.

3.6. Очередная выдача документов из фонда библиотеки читателю производится только после возврата взятых им ранее, срок пользования которыми истек.

3.7. Редкие и ценные книги, альбомы, единственные экземпляры справочных изданий на дом не выдаются.

3.8. Число документов из фонда, выдаваемых для работы с ними в пределах библиотеки, не ограничивается.

Ответственность и обязанности читателей

4.1. При записи в библиотеку читатель обязан сообщить необходимые сведения для заполнения принятых библиотекой регистрационных документов.

4.2. При выбытии из школы читатель обязан вернуть все числящиеся за ним документы из фонда в библиотеку.

4.3. Читатель обязан:

— возвращать взятые им документы из фонда в установленный библиотекой срок;

— не выносить из помещения библиотеки документы без записи в принятых

библиотекой формах учета;

— бережно относиться к библиотечному фонду (не делать в книгах пометок, подчеркиваний, не вырывать и не загибать страницы);

— соблюдать в библиотеке тишину, не нарушать порядок расстановки книг на полках открытого доступа к фонду;

— при получении документов из фонда читатель обязан тщательно их просмотреть и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, который обязан сделать на них соответствующие пометки.

4.4. Читатель, утерявший документ из фонда библиотеки или нанесший

ему невосполнимый ущерб, обязан заменить его соответственно таким же (в том числе копией в переплете) или признанным библиотекой равнозначным.

4.5. За утерю документа из фонда библиотеки или нанесение ему невосполнимого ущерба несовершеннолетним читателем ответственность несут его родители или опекуны, попечители, детские учреждения, под надзором которых он находится.

4.6. Читатели, нарушившие Правила пользования библиотекой, могут быть лишены права пользования на срок, установленный библиотекой. За особые нарушения, предусмотренные действующим законодательством, читатели несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность.

Обязанности библиотеки по обслуживанию читателей.

5.1.Обслуживать читателей в соответствии с Правилами пользования библиотекой, которые должны быть размещены в доступном для ознакомления месте.

5.2.Создавать благоприятные условия для работы читателей в библиотеке.

5.3. Не использовать сведения о читателях, их интересах в иных целях, кроме научных и библиотечно-производственных.

5.4.Давать полную информацию читателям о наличии документов в фонде.

5.5.Оказывать помощь читателям в выборе необходимой литературы.

5.6. Предоставлять читателям возможность пользования каталогами, картотеками, библиографическими и информационными материалами.

5.7. Систематически информировать читателей о вновь поступивших

документах.

5.8.Систематически следить за своевременным возвратом в библиотеку документов из фонда и за выполнением читателями Правил пользования библиотекой.


Правила сдачи учебников в библиотеку

ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ БЫСТРО И ПРАВИЛЬНО

СДАТЬ УЧЕБНИКИ В ШКОЛЬНУЮ БИБЛИОТЕКУ

Перед сдачей своего комплекта необходимо:

1) Убедиться в целостности комплекта. Если учебник или книга утеряны, необходимо сделать соответствующую замену.

2) Снять обложки! Они пригодятся тебе для новых учебников.

3) Если распался переплет — подклей его, а также просмотри наличие всех страниц в учебнике. При отсутствии каких-либо страниц, постарайся восстановить их с помощью ксерокопирования.

4) Стереть все пометки со страниц учебника.

5) Убрать закладки, листочки со своими записями из книги, а также ненужные предметы- линейки, ручки и т.д.

6) Кроме учебников, на лето, необходимо сдать все книги школьной библиотеки!

7) Учащиеся 9 и 11 класса, при возврате книг и учебников в библиотеку, получают справку от библиотекаря, о том, что у них нет задолженности. Эта справка необходима для получения аттестата.