«…Если каждая книга – маленький огонёк в темноте,
то каждая библиотека – огромный костёр,
вокруг которого каждый день
согреваются десятки тысяч людей…»
Стивен Кинг
Режим работы библиотеки
Понедельник | 08.00-16.30 |
Вторник | 08.00-16.30 |
Среда | 08.00-16.30 |
Четверг | 08.00-16.30 |
Пятница | 08.00-16.30 |
Суббота | 08.00-16.30 |
Каждый первый вторник месяца – санитарный день
Заведующий библиотекой: Шлепикова Людмила Сергеевна
Библиотекари: Курилина Екатерина Федоровна, Мацкевич Светлана Валерьевна
Библиотека расположена на первом этаже школы и состоит из абонемента, совмещенного с читальным залом.
Помещение для фонда учебных пособий расположено отдельно.
Библиотека оснащена компьютером и принтером, имеется доступ к сети Интернет.
Символы моей страны: государственные символы Республики Беларусь, сост.:О. В. Давидович, Е. А. Дмитриева – Минск: Беларусь, 2024.- 23 с.

Книга адресована детям младшего школьного возраста. В ней увлекательно и доступно для маленького читателя рассказывается о стране, ее государственных символах, их истории.
Все дороги ведут к нам: географическое положение Беларуси, сост. И. А. Марзалюк и др. – Минск: Беларусь, 2024.- 31 с.

В книге в увлекательной форме рассказывается о стране, ее географическом положении, о флоре и фауне, приводятся интересные факты и цифры. Яркие иллюстрации и фотографии создают неповторимый визуальный ряд.
Ботан, повесть: для детей среднего и старшего школьного возраста. Ирина Карнаухова; Минск, Звязда, 2024. – 88 с.

Подростки – сложный народ. Их внутренний мир порой кажется непостижимым, неосвоенным космосом, масштаб которого не вписывается в общепринятые нормы. Можно ли найти точки соприкосновения между поколениями и достучаться до тинэйджеров, которые порой ведут себя вызывающе, но при этом обладают большой свободой мысли и глубиной рассуждений, чем их предшественники? На этот философский вопрос попыталась ответить автор повести.
Ошибка Разиньи, или Большое путешествие маленьких человечков, сказка: для детей младшего школьного возраста/ Максим Шестаков – Минск: Звязда, 2024. – 72 с.

Всем известно, что домовой охраняет благополучие своего хозяина, уют и порядок в его доме. Вот и герои данного произведения – малыши-домовята – направляются на поиски хозяев. По пути им предстоит выдержать немало испытаний. Познакомиться с различными прелюбопытнейшими персонажами. Книга учит быть добрым, честным, отзывчивым.
Приключения Буки Злюки: каникулы в стране чертополоха, для среднего школьного возраста/ Павел Гушинец – Минск: Звязда, 2024. – 80 с.

Каникулы – это замечательно. Это солнце, теплое море, пляж и загар. Но встречаются такие чудаки, которые не любят солнце. Им больше нравится холодное море с серыми волнами. А вместо пляжа им интересны старинные замки, под сырыми сводами которых бродят шумные призраки. А где таких замков больше, чем курятников в деревне? Правильно – в Шотландии. А у вредного существа Буки Злюки как раз приятель оттуда имеется. Домовой Малькольм. Почему бы не провести каникулы у него в гостях?
Дай лапу, Месяц!, прыгодніцкая повесць – казка для дзяцей сярэдняга школьнага ўзросту/ Алесь Марціновіч. – Мінск: Звязда, 2024. – 88 с.

Наўрад ці чуў хто пра горад Селямес. Гэта і нядзіўна, бо знаходзіцца ён не на Зямлі, а на Месяцы. Ды яшчэ на баку. Нябачным з яе. А вось героі аповесці-казкі котка Ліза, сабачка Альма і іх сябры на ім пабывалі, сустрэліся з лунацікамі. Аб падрыхтоўцы да гэтага падарожжа, перашкодах, пераадоленых героямі кнігі, апавядаецца так, быццам ўсё было ў сапраўднасці.
Полоцкая Голгофа. Страницы геноцида белорусского народа 1941-1944гг. / С. П. Копыл. – Минск: Беларусь, 2024. – 111с.

Книга посвящена одной из самых страшных страниц истории Полотчины ХХ в. – геноцида мирного населения г. Полоцка и Полоцкого района в годы Великой Отечественной войны. За годы оккупации немецкими нацистами физическому уничтожению были подвергнуты как военнослужащие Красной Армии, так и гражданское население. Книга предназначена всем, кто интересуется историей Беларуси, темой геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
Витебское подполье/ Н. И. Дорофеенко, Н. В. Дорофеенко, Н. И. Пахомов. – Минск: Звязда, 2024. – 256с.

Книга «Витебское подполье» – документальный рассказ о героях патриотического подполья, действовавшего в городе над Двиной в период немецко-фашистской оккупации с 9 июля 1941г. по 26 июня 1944 г. В основе книги – ее 2-е издание (1974), дополненное более поздней публикацией, которая отражает эволюцию исследований кандидата исторических наук Н. И. Дорофеенко . Издание предназначено для широкого круга читателей.
Волшебный подарок: зимние сказки знаменитых писателей мира/ составитель Алесь Барай.- Минск: Мастацкая Літаратура, 2024.-102 с.

Книга, в которую вошли знаменитые произведения писателей разных стран, станет по-настоящему волшебным подарком для тех, кто только открывает для себя удивительный мир сказки.
Казачная энцыклапедыя свойскіх жывёл: казкі, вершы, апавяданні: для дзяцей мал. шк. узросту/ Алесь Бадак.- Мінск: Мастацкая Літаратура, 2024.- 138 с.

У зборнік увайшлі вершаваныя і празаічныя творы беларускіх пісьменнікаў, народныя казкі пра свойскіх жывёл. Рубрыка “Цікавы факт” дапаможа юным чытачам больш даведацца пра жыццё, звычкі і паводзіны гэтых толькі на першы погляд добра вядомых нам мілых істот.
Народны каляндар школьніка: святы для дзяцей і тых, хто іх любіць: для здяцей малодшага шк. узросту/ а. Спрынчан.-Мінск: Мастацкая Літаратура, 2024.- 119 с.

У пазнавальнай кнізе дзеці даведаюцца пра народныя беларускія святы. У кнізе лучацца традыцыі і сучаснасць, народныя гульні і аўтарскія заданні. Кніга дапаможа бацькам і настаўнікам святкаваць і выкарыстоўваць заданні на ўроках і пазакласных мерапрыемствах.
«Любіце кнігу, бо яна — крыніца мудрасці,
ведаў і навукі, лекі для душы»
Францыск Скарына
Международные десятилетия и годы
2021–2030 10-летие по восстановлению экосистем
2021–2030 10-летие науки об океане в интересах устойчивого развития
2014–2024 10-летие устойчивой энергетики для всех
2016–2025 10-летие действий Организации Объединённых Наций по проблемам питания
2018–2028 Международное десятилетие действий «Вода для устойчивого развития»
2022 Международный год кустарного рыболовства и аквакультуры
Календарь
международных и государственных праздников,
памятных дат и праздничных дней
в 2024/2025 учебном году
1 сентября | – | День знаний |
3 сентября | – | День белорусской письменности |
15сентября | – | День библиотек |
17сентября | – | День народного единства |
21сентября | – | Международный день мира |
1 октября | – | День пожилых людей |
1 октября | – | День учителя |
14 октября | – | День матери |
21 октября | – | День отца |
23 октября | – | Международный день школьных библиотек |
9 ноября | – | Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма |
24 января | – | Международный день образования |
14 февраля | – | Международный день дарения книг |
21 февраля | – | Международный день родного языка |
23 февраля | – | День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь |
3 марта | – | Всемирный день писателя |
15 марта | – | День Конституции Республики Беларусь |
21 марта | – | Всемирный день поэзии |
22 марта | – | День памяти жертв Хатынской трагедии |
27 марта | – | Международный день театра |
2 апреля | – | Международный день детской книги |
2 апреля | – | День единения народов Беларуси и России |
12 апреля | – | День космонавтики |
26 апреля | – | День чернобыльской трагедии |
5 мая | – | День печати9 мая – День Победы |
12 мая | – | День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь |
15 мая | – | Международный день семей |
18 мая | – | Всемирный день музеев |
22 июня | – | День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа |
Календарь
юбилейных дат в 2024 /2025 учебном году
сентябрь | 95-летие со дня рождения Николая Матуковского |
октябрь | 210-летие со дня рождения Михаила Лермонтова 75-летие со дня рождения Алексея Якимовича |
ноябрь | 125-летие со дня рождения Михася (Михаила) Лынькова 115-летие со дня рождения Максима Лужанина |
декабрь | 90-летие со дня рождения Ивана Чигринова |
январь | 230-летие со дня рождения Александра Грибоедова 165-летие со дня рождения Антона Чехова 135-летие со дня рождения Бориса Пастернака 105-летие со дня рождения Николая Аврамчика 85-летие со дня рождения Леонида Дайнеко |
февраль | 100-летие со дня рождения Ивана Науменко 90-летие со дня рождения Рыгора Бородулина |
март | 185-летие со дня рождения Франциска Богушевича 105-летие со дня рождения Алексея Пысина |
апрель | 85-летие со дня рождения Виктора Казько |
май | 125-летие со дня рождения Владимира Жилки 120-летие со дня рождения Михаила Шолохова 85-летие со дня рождения Иосифа Бродского |
июнь | 125-летие со дня рождения Кузьмы Чорного 120-летие со дня рождения Петра Бровки 115-летие со дня рождения Александра Твардовского 75-летие со дня рождения Алексея Дударева |
А вы задумывались, ребята, почему некоторые книги живут так долго? И остаются нам при этом дороги…
Наверное, так случается потому, что большому писателю удается сделать книжный мир настоящим. И не просто настоящим, а таким, каким каждый из нас хочет его видеть.

Стихи о войне и Победе/А.А.Ахматова, Д.Бедный, С.В.Ботвинник и др., худож.Е.Володькина, А.Лебедев, Г.Мацыгин и др. – М.: РОСМЭН, 2023. – 128 с.: ил. – (Внеклассное чтение).
В сборник вошли произведения советских поэтов: Анны Ахматовой, Демьяна Бедного, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Константина Симонова и других – о военном времени и подвигах, о боях на фронте и в тылу, о великой Победе.

Рассказы о войне/Л.Кассиль, Р.Погодин, В.Осеева, К.Симонов и др., худож. О.Подивилова – М.: Самов ар, 2022.- 192 с.: ил. – (Школьная библиотека).
В сборник вошли произведения советских авторов, в которых рассказывается о подвигах наших солдат, о смерти, любви и надежде, о горе и радости, о желании жить и самопожертвовании ради других – словом, о том, какой была эта война и чем пришлось за неё заплатить.

Великая Отечественная война. 1941-1945: рассказы, стихи, очерки, письма: [сборник ; сост. Д. Меркулов и др.]. — Москва: Лабиринт Пресс, 2019. — 1141 с.: цв. ил. — (Книга + Эпоха). Книга-панорама с вложениями.
В этой интерактивной книге огромное количество материалов из музейных и личных архивов, а также стихи и рассказы известных советских поэтов и писателей, очерки фронтовых корреспондентов. Ордена, медали и наградные листы сменяются диктантами из ученических тетрадей и письмами родных людей.
Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»

В этой книге вы встретитесь с девочкой Алисой и попадете вместе с ней в удивительный, загадочный мир чудес Льюиса Кэрролла.
История повествует о том, как маленькая девочка Алиса прыгает в кроличью нору, где обнаруживает сказочный мир, населённый необычными существами.
Алан Милн «Винни Пух»

Все истории про Винни-Пуха придумал английский писатель Алан Александр Милн (1881-1956), который, как утверждают, жил неподалёку от того Чудесного леса, где всё и случилось. А перевёл, а точнее пересказал эту замечательную книжку тоже очень хороший писатель – Борис Заходер.
Джонатан Свифт «Путешествия Лемюэля Гулливера»

«Путешествиями Лемюэля Гулливера» зачитывались современники автора, писателя Джонатана Свифта (1667-1745), ими восхищались читатели трёх минувших с той поры веков, их с интересом читают и современные школьники. Свифт создал увлекательную книгу о вымышленных приключениях вымышленного героя в вымышленных странах, населённых лилипутами, великанами и умными лошадьми.
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери (1900–1944) не был принцем, хотя и принадлежал к знатному аристократическому роду. Чем он только не занимался в жизни! Учился в Школе изящных искусств, продавал автомашины, работал на черепичном заводе… Но главным его призванием (кроме литературы) была «любовь к небу». Став летчиком в 1921 году, он был пилотом на почтовых линиях, лётчиком-испытателем, терпел аварии и был несколько раз ранен…
Он написал довольно много книг, но мировую славу ему принесла прекрасная сказка «Маленький принц», созданная им во время Второй мировой войны.
Есть книги вечные. Их открываешь, когда хочешь вспомнить детство, забыть о неприятностях, когда вдруг теряешь веру в то, что жизнь – замечательная штука и вечная любовь и вечная дружба существуют. «Маленький принц» – одна из таких книг. Это книга для маленьких, которые когда-нибудь станут большими, и для больших, которые когда-то были маленькими. Книга, которая возвращает веру в чудо.
Джон Р.Р.Толкин «Хоббит»

Кто такой хоббит? А это всего-навсего существо небольшого роста с мохнатыми ногами, отважное, но добродушное, умеющее очень тихо передвигаться. Именно о приключениях хоббита — Бильбо Бэггинса, а также его друзей — отважных гномов и волшебника Гэндальфа, повествует эта книга…
В земле была нора, а в норе жил хоббит”. Эта нехитрая фраза послужила началом одного из самых грандиозных и известных литературных приключений XX века. Странствия хоббита Бильбо Бэггинса покорили сердца миллионов читателей по всему миру и послужили началом возникновения удивительной вселенной – Средиземья. Покой и уют достопочтенного мистера Бильбо Бэггинса оказывается резко нарушен в один прекрасный день, когда на его пороге появляются знаменитый волшебник Гэндальф и целый отряд гномов во главе с Торином Дубощитом. Благодаря Гэндальфу гномы уверены, что без Бильбо их благородное и чрезвычайно опасное начинание обречено на поражение. А ведь гномы вознамерились пересечь леса, горы, долины и озера, добраться до далекой Одинокой горы, победить засевшего там дракона…


Юрий Сотник «Как я был самостоятельным»

Юрий Вячеславович Сотник (1914-1997) – детский писатель, который всю жизнь писал рассказы и небольшие повести, которые переходят по наследству от одного поколения читателей к другому.. Одно только перечисление его коротких, но очень смешных, жизнерадостных рассказов может вызвать у человека улыбку: «Архимед» Вовки Грушина», «Дрессировщики», «Как я был самостоятельным», «Исследователи» и многие другие. И хотя герои писателя живут в том времени, когда он нашёл их в соседнем дворе и описал «с натуры», их заботы, игры и шалости такие же, как у вас, мальчишек и девчонок XXI столетия. Герои Юрия Сотника не стареют просто потому, что все они самые настоящие! А настоящее всегда интересно!
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»

Англичанин Даниэль Дефо (1660-1731), описывая приключения Робинзона Крузо, имел в виду реального человека. Александр Селькирк, шотландец, седьмой сын у матери, был вынужден бежать из дома и поступить в матросы, потому что ему грозило наказание за скандал, учинённый в церкви.
Характер у Александра был, видимо, непростым. В 1704 году, когда он служил штурманом на корабле «Пять портов», то умудрился так повздорить с капитаном, что тот во время стоянки у одного из необитаемых островов архипелага Хуан-Фернадес, что возле берегов Чили, распорядился оставить своего штурмана на острове!
Обессмертил бывшего штурмана, изменив его имя и характер, Даниэль Дефо, заставив его «прожить» на необитаемом острове почти 30 лет, обзавестись слугой Пятницей, встретиться с людоедами и пережить множество очень опасных приключений… Эта книга учит нас никогда не сдаваться и не пасовать перед трудностями! Как? Вы не читали эту замечательную книгу? Тогда бегом в библиотеку!
Лазарь Лагин «Старик Хоттабыч»

Обычный московский школьник Волька Костыльков нашел замшелый глиняный сосуд, похожий на древнюю амфору. И эта находка круто изменила его жизнь. Теперь в услужении Вольки есть джинн, готовый исполнять любые пожелания своего повелителя.
Весёлая повесть-сказка о необычайных приключениях джинна, попавшего из старинной волшебной сказки в обстановку советского города конца 1930-х годов; о дружбе старика Хоттабыча с пионером Волькой, которому он никак не может «угодить» своим волшебством, потому что его представления о жизни, о счастье не имеют ничего общего со взглядами советского школьника.
Жюль Верн «Пятнадцатилетний капитан»

Это увлекательное, захватывающее чтение, классика жанра приключенческого романа. Один из самых прославленных романов Жюля Верна.
Увлекательная, захватывающая дух история приключений юного Дика Сэнда, волею случая вынужденного взять на себя управление китобойной шхуной «Пилигрим», его скитаний по Африке и смертельно опасной борьбы с бандитами-работорговцами.
Китобойное судно «Пилигрим» с пассажирами на борту направляется в Сан-Франциско. В схватке с огромным китом погибает почти вся команда, и капитаном на корабле остается пятнадцатилетний матрос Дик Сэнд. Чтобы спасти пассажиров, юноше предстоит проявить смелость, твердость духа и находчивость, поскольку угрозу представляет не только стихия. На корабле есть предатель.


Ребятам о зверятах
Книги о природе и животных
Любят взрослые читать и малыши.
Иногда грустим мы с ними вместе
Иногда – смеемся от души.
Книги о природе и животных всегда любимы детьми. Животные по своей природе близки детям: они милы, непосредственны, они – отражение самой природы. Именно поэтому эти книги находят отклик в сердцах маленьких читателей. Книги о животных учат детей доброте, заботе, формируют представление о мире, его целостности и в то же время хрупкости. Как это ни банально звучит, учат беречь природу, любить и уважать её.
Рассказы о природе и животных для детей (например, таких известных авторов, как В. Бианки, М. Пришвин) очень интересны, они читаются на одном дыхании. Книги о птицах, рыбах и насекомых расширят детское представление об окружающем мире.
Из представленных в этом списке книг ребенок узнает много нового о мире животных, сможет найти ответ на интересующие его вопросы по разным темам, будь то дикие, домашние или морские животные, животные леса, животные пустыни или тайги, животные Австралии или Африки.
Сборники, увлекательные атласы и энциклопедии о природе и животных, разнообразные книги расскажут о жизни птиц, насекомых, рыб, здесь ребенок найдет картинки животных, прочтет стихи о животных.
Энциклопедии и справочники
Я познаю мир: Поведение животных. — М.: АСТ, 2000. — 448 с.: ил.
Я познаю мир: Насекомые. — М.: АСТ, 1998. — 352 с.: ил.
Я познаю мир: Животные. — М.: АСТ, 2000. — 544 с.: ил.
Я познаю мир: Амфибии. — М.: АСТ, 1998, – 480 с.: ил.
Я познаю мир: Загадочные животные. — М.: АСТ, 2000. — 400 с.: ил.
Разумеется, энциклопедия «Я познаю мир» – не только о животных. Им «отдано» лишь несколько томов, самый любопытный из которых – «Загадочные животные». Речь здесь идет о криптозоологии. Слово “крипто” в переводе с греческого означает “загадка”. Криптозоологи верят, что на земле живут Тянитолкаи и единороги, и что за героями многих легенд скрываются зоологические объекты — «криптозои». И приглашают вас в «край невиданных зверей». Некоторые из них были действительно открыты учеными, как, например, кистеперая рыба латимерия.
Книги знаменитых авторов
Почти каждый из этих писателей-натуралистов оставил после себя хотя бы несколько книг. И вы можете выбрать любую — будьте уверены, не ошибетесь.
Бианки, В. Лесная газета на каждый год / В. Бианки. — М.: Правда, 1986. — 479 с.: ил.
Другой подобной книги не было. Все самое любопытное, что происходит в природе каждый месяц и день, попало на ее страницы. Здесь можно встретить сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, найти объявление скворцов «Ищем квартиры», узнать, дышит ли цыпленок в яйце. Книга переиздавалась бессчетное число раз и переводилась на многие языки мира.
Пришвин, М. Серая Сова / М. Пришвин. — М.: Дет. лит., 1971. — 175 с.: ил.
Строго говоря, это автобиография индейца по имени Серая Сова, пересказанная с английского Пришвиным.
Племя Серой Совы из века в век охотилось на бобров. Неуклонно следовал древней традиции и сам герой этой книги. Но вот однажды он вдруг почувствовал, что больше не сможет убить ни одного бобра. И… стал смотрителем государственного бобрового заповедника. Быть может, книга эта вовсе не шедевр в литературном отношении, но судьба ее героя абсолютно уникальна.
Сетон-Томпсон, Э. Рассказы о животных / Э. Сетон-Томпсон ; пер. с англ. ; предисл. и коммент. Е. Е. Сыроечковского и Э. В. Рогачевой. — М. : Знание, 1984. — 175 с. : ил.
Белый песец Катуг был голоден, а запах тюленьего мяса так дразнящее манил, что его не остановило даже присутствие больших и странных существ на длинных ластах (людей) и похожих на волков животных (собак). Волкодав заметил маленького храбреца, началась погоня и, несмотря на хитрость, песец погиб в схватке с собаками. Эту историю поведал автор в рассказе «Катуг – дитя снегов». В книге собраны не издававшиеся ранее на русском языке или почти забытые рассказы о поведении животных.
Дмитриев, Ю. Лесные загадки : рассказы / Ю. Дмитриев ; худож. Е. Подколзин. — М. : Стрекоза-Пресс, 2005. — 63 с. : ил.
В сборник известного писателя-натуралиста Юрия Дмитриева вошли сказки и рассказы о тех, кто в лесу живёт, и о том, что в лесу растёт. Книга поможет юному читателю открыть для себя много нового в мире природы. Произведения Дмитриева используются на уроках внеклассного чтения в младших классах.
Сладков, Н. И. Разговоры о животных ; Бюро лесных услуг / Н. И. Сладков ; худож. С. Бордюг. — М. : Стрекоза-Пресс, 2005. — 159 с.
Как живут птицы и звери во льдах белой Арктики, в тундре, зелёных лесах, степях, пустынях и в горах.
Чаплина, В. Питомцы зоопарка / В. Чаплина. — М.: НТР «Риперокс», 1997. — 301 с.: ил.
Всю свою жизнь Вера Чаплина отдала московскому зоопарку. Она могла остаться ночевать на работе, если кому-нибудь из питомцев нездоровилось, могла бегать по всему городу в поисках сбежавшей обезьянки, могла принести в свою коммунальную квартиру новорожденного львенка, которого надо кормить по часам. Словом, Вера Чаплина была человеком одержимым и эту одержимость умела передать читателям. Причем, всяким – от дошкольного возраста и старше. История о львенке Кинули, пожалуй, одно из самых сильных переживаний моего детства. В 1935 году в квартире сотрудницы московского зоопарка появилась новорожденная львица, которой дали говорящее имя Кинули.
Вера Чаплина, долгое время проработавшая заведующей площадкой молодняка московского зоопарка, написала множество добрых и веселых рассказов о своих воспитанниках: о лисенке и кошке, о дружбе медведицы с собакой, о росомахе, о белом медвежонке:
“За Фомкой послали меня. Когда я приехала, Фомка спал. Он лежал на полу, посередине большого кабинета. Все четыре лапы его были раскинуты в разные стороны, и он был похож на маленький коврик. Спал Фомка так крепко, что даже не проснулся, когда я взяла его на руки. Очнулся он уже внизу, на улице, от крика какой-то старушки: — Батюшки! Да, никак, медведя тащат!
Фомка рявкнул, вырвался и… бросился в стоявший около тротуара чей-то автомобиль. Наверно, он его принял за самолёт. Схватился за дверцу лапами, дёргает, а там пассажиры сидят. Увидели они — белый медведь к ним лезет, перепугались, в другую дверцу выскочили и стали кричать. Тут Фомка ещё больше испугался. Как заревёт! Да за ручку как дёрнет! Не выдержала дверца напора, открылась. Я и ахнуть не успела, как он уже в машине, на сиденье, очутился. Сел и успокоился сразу”.
Чарушин, Е. И. Тюпа, Томка и сорока : [рассказы] / Е. И. Чарушин ; рис. автора. — М.: Книги «Искателя», 2007. — 63 с. : ил.
“Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: “Тюп-тюп-тюп-тюп…” Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула, — Тюпа ползёт, подкрадывается поближе и тюпает: “Тюп-тюп-тюп-тюп… Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!” Вот почему Тюпу прозвали Тюпой”.
Евгений Чарушин – один из самых любимых детьми писателей. Его книги вызывают неподдельный восторг и у детей, и у взрослых. Наверное потому, что Чарушин не только описывал своих героев, но и рисовал. Он был невероятно талантливым анималистом. Будучи по образованию художником (Петербургская Академия художеств ВХУТЕИН), Евгений Иванович только в 1930 году начал писать рассказы, вдохновленный отзывами Маршака.
Трудно сказать, что важнее в книгах Чарушина — текст или рисунки. Впрочем, нет, конечно, рисунки. Эти пушистые, теплые милые зверятки, которых художник любил и рисовал с самого детства. И за которых, в конце концов, получил Золотую медаль на Международной выставке детской книги в Лейпциге. В сборник вошли трогательные и очень забавные рассказы о проделках зверят: щенка, медвежат, котенка, лисят и сороки.
Эти и многие другие книги о природе, животных и птицах
вы можете взять в школьной библиотеке.
Приходите! Выбирайте! Читайте!
Уладзімір Сямёнавіч Караткевіч

«Чорны замак Альшанскі»
В этом романе Короткевича профессионально использованы приемы детективного жанра. Один из последних романов белорусского классика исторической литературы. Короткевич в своей неповторимой манере пытается заманить читателя тайнами и легендами, которыми полнится белорусская земля. Произведение, где тесно переплетаются история и современность. Автор хочет раскрыть что-то очень личное, глубоко пережитое, важное для всех.
«Дзікае паляванне караля Стаха»
«Готический роман» Короткевича, который никого не оставит равнодушным.
Повествование ведет главный герой – ученый-фольклорист, которому 96 лет. Интеллигент, патриот своей Родины, он делится фантастической историей из своей молодости, которая навсегда изменила его жизнь. Истоки названия произведения «дикая охота» – в жуткой легенде про события начала XVII века.
Якуб Колас

«На ростанях»
«На ростанях»– эпическая трилогия классика белорусской литерату-ры, один из первых белорусских романов, который имел большое значение для развития этого жанра в белорусской литературе. Состоит из трех частей: «В полесской глуши», «В глубине Полесья» и «На перепутье». В этих работах изображается широкая картина жизни деревенской интеллигенции и трудового крестьянства начала XX века.
Трактовка образа главного героя отличались новизной: Якуб Колас выбрал жанровую форму социально-психологической повести с широким использованием автобиографического материала. Такой путь и впрямь был нов, так как устоявшейся традиции художественного психологизма, традиции психоанализа в «великой прозе» белорусская литература в начале 20-х годов ещё не выработала.
«Сымон-музыка»
Поэму «Сымон-музыка» называют сокровищницей белорусского языка. Она наполнена музыкой слова талантливого поэта, музыкой, идущей из самых глубин белорусской земли. Поэма входит в золотой фонд белорусской литературы. В Республике Беларусь ее обязательно изучают в школе. Литературный текст стал источником вдохновения для творцов самых разных видов искусства: по мотивам поэмы поставлены кинофильм, теле и радиоспектакль, созданы симфоническая партитура и либретто оперы, написано множество картин. Это философская и одновременно романтическая поэма не только о трагической судьбе художника, заброшенного в этот мир, но и о нелегкой судьбе белорусского народа, который оказался на перекрестке разных культур, разных верований, разных политических тяготений….
«Вавёрчына гора»
Васіль Вітка – класік беларускай дзіцячай літаратуры, знакаміты казачнік. У кнігу ўвайшлі яго найбольш папулярныя казкі і вершы. У казкі пра вавёрачку Веру вельмі цікавая гісторыя стварэння. Аднойчы Васіль Вітка адправіўся са сваім васьмігадовым сынам у родную вёску Еўлічы. Дарога ад Слуцка была няблізкая – 15 кіламетраў, а прайсці яе трэба было пешшу. Сын Цімоха стаміўся і закапрызіў. Тады пісьменнік пачаў расказваць яму казку пра вавёрачку, у якой забалелі зубкі. Хлопчык ажывіўся і стаў разам з бацькам прыдумляць гісторыю. Так быў створаны сюжэт казкі, якая адразу ж палюбілася чытачам. У казцы няма маральных павучанняў; не гаворыць паэт дзецям, што трэба быць добрым, спагадлівым, гатовым прыйсці на дапамогу, належыць даражыць славай бацькоў, дзядоў, прадзедаў. Усё гэта вычытваюць, спасцігаюць caмi чытачы; добра адчуваюць яны адносіны аўтара да таго, пра што ён niшa займальна, з гумарам, цеплынёй.
КНИГИ-ЮБИЛЯРЫ 2025 ГОДА
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
240 лет со времени издания «Приключений барона Мюнхгаузена» Э. Распэ (1785).
195 лет со времени написания «Сказки о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина (1830).
160 лет со времени публикации сказочной повести «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла (1865).
100 лет со времени публикации стихотворной сказки «Бармалей» К. И. Чуковского (1925).
100 лет со времени публикации стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо» В. В. Маяковского (1925).
95 лет со времени написания и публикации стихотворения «Вот какой рассеянный» С. Я. Маршака (1930).
90 лет со времени издания повести «Военная тайна» А. П. Гайдара (1935). 90 лет со времени написания цикла «Рассказы о животных» Б. С. Житкова (1935).
85 лет со времени написания и публикации повести «Тимур и его команда» А. П. Гайдара (1940).
80 лет со времени издания повести «Пеппи Длинный чулок» А. Линдгрен (1945).
80 лет со времени издания сказок-былей «Кладовая солнца» М. М. Пришвина (1945).
80 лет со времени публикации повести «Сын полка» В. П. Катаева (1945).
70 лет со времени издания отдельной книгой поэмы «Дядя Стёпа–милиционер» С. В. Михалкова (1955).
70 лет со времени публикации повести «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» А. Линдгрен (1955).
25 лет со времени издания книги «Гарри Поттер и кубок огня» Джоан Роулинг (2000).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
235 лет со времени публикации романа «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева (1790).
225 лет со времени первого издания памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (1800).
205 лет со времени публикации поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина (1820).
200 лет со времени написания трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкина (1825).
195 лет со времени написания и издания цикла «Повести Белкина» А. С. Пушкина (1830).
195 лет со времени написания цикла «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина (1830).
190 лет со времени написания драмы «Маскарад» М.Ю.Лермонтова (1835).
185 лет со времени публикации романа «Герой нашего времени» и поэмы «Мцыри» М. Ю. Лермонтова (1840).
180 лет со времени написания романа «Бедные люди» Ф. М. Достоевского (1845).
170 лет со времени публикации цикла «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого (1855).
165 лет со времени публикации романа «Накануне» И. С. Тургенева (1860).
155 лет со времени издания сатирического романа «История одного города» М. Е. СалтыковаЩедрина (1870).
145 лет со времени выхода в свет романа «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского (1880).
125 лет со времени издания рассказа «Антоновские яблоки» И. А. Бунина (1900).
125 лет со времени написания пьесы «Живой труп» Л. Н.Толстого (1900)
115 лет со времени выхода сборника стихотворений «Вечерний альбом» М. И. Цветаевой (1910).
110 лет со времени выхода в свет поэмы «Соловьиный сад» А. А. Блока (1915).
110 лет со времени написания и публикации поэмы «Облако в штанах» В.В. Маяковского (1915).
85 лет со времени первого полного издания романа в четырёх книгах «Тихий Дон» М. А. Шолохова (1940).
80 лет со времени выхода из печати поэмы «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского (1945).
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитании детей и молодёжи средствами школьной библиотеки

Курилина Екатерина Фёдоровна, библиотекарь
государственного учреждения образования
«Средняя школа № 11 г.Витебска имени М.М.Бахтина»
В Республике Беларусь придаётся большое значение вопросам духовной и культурной идентичности, сохранению и распространению культурных ценностей славянских народов, в которых основополагающими являются духовное начало, гражданственность и патриотизм. Особую актуальность приобретает проблема приобщения человека к духовности, нравственности и культуре, развитие у него видения своего предназначения в служении другим людям и обществу в целом.
Сохранение и упрочение вековых традиций Славянского мира возможно лишь при тесном взаимодействии государственных институтов и Православной Церкви. Разработанная на 2020-2025 годы Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью направлена на объединение усилий органов управления образованием, учреждений образования, церковных и общественных организаций для включения потенциала православных традиций и ценностей в формирование личности человека, духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодёжи.
Современная школа призвана решать жизненно важные задачи по утверждению ценностных оснований, среди которых одними из основополагающих, на наш взгляд, является духовно-нравственное и патриотическое воспитание на православных традициях. Как показала практика, роль библиотеки в этой связи может быть исключительной.
Патриотизм включает в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения и неразрывно связан с ценностями Православия, такими, как любовь к Родине, преданность, память предков, вера в добро и справедливость, мир и согласие, активный труд на благо Родины; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, готовность защищать её, воинская храбрость, мужество и самоотверженность.
Важно при этом не только формирование мировоззрения и убеждений, но и претворение теоретических положений о патриотизме в конкретные дела. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание средствами литературы, когда образное слово, эмоции, чувства обогащают, оживляют, а иногда и превозмогают доводы разума, подчеркивает крайнюю важность книги в этом процессе. И школьная библиотека в данном случае как нельзя лучше может осуществлять на практике процесс патриотического воспитания на православных традициях, учитывая при этом психологические и индивидуальные различия детей разных возрастных групп.
В нашей школе деятельность библиотеки по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию на православных традициях опирается на «жемчужины» фонда: книги по искусству, книги по истории, классическая художественная литература как носитель нравственных и патриотических ценностей, литература православной направленности. В нашей библиотеке их свыше 120 экземпляров.
В формировании духовно-нравственных качеств личности учащихся на православных традициях невозможно переоценить роль тематических книжных выставок. Среди значимых тем выставок можно выделить следующие: «Вытокі духоўнасці», «Франциск Скорина – человек мира«, «Дорогами Победы: из прошлого – в настоящее»; «У роднай мовы моцнае карэнне»; «Низко кланяюсь матерям»; «Мы за мир на планете Земля»; «Я горжусь историей своей страны», «Этот замечательный православнй журнал «Шишкин лес» и др.
Важным направлением деятельности библиотеки по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию на православных традициях является организация цикла экскурсий, которые помогают школьникам проникнуть в тайны книжного царства, тайны природы, истории и культуры. Экскурсии в храмы г.Витебска, Спасо-Евфросиниевский монастырь, Софийский собор г. Полоцка, музей белорусского книгопечатания г.Полоцка, к памятникам героям Великой Отечественной войны Витебской области, музей Великой Отечественной войны в г.Минске позволяют обучающимся расширить свой кругозор, проникнуться любовью к Родине, к героям книг, узнать, как быть смелыми, добрыми, отзывчивыми.
Важную роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании играют встречи с интересными людьми. Библиотека организует встречи с представителями Витебской городской организации Белорусского общественного объединения ветеранов, Витебской городской организации «Братство» общественного объединения «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане», Витебской городской организации общественного объединения «Белорусский союз женщин», а также поэтами, писателями Витебщины (Тамарой Ивановной Красновой-Гусаченко, Галиной и Сергеем Трафимовыми, Ольгой Русилка и Андреем Геращенко), деятелями искусства (Раисой Грибович и Галиной Калининой).
Наряду с традиционными формами работы в деятельность библиотеки широко внедряется проектная технология как важное средство не только образования, но и воспитания. В ходе работы над проектом происходит естественное формирование нравственного поведения, патриотических чувств и взглядов учащихся. Они читают значительно больше, в том числе литературы духовно-нравственного содержания, осмысленно, с исследовательской позиции подходят к чтению.
Библиотекой успешно реализуются следующие проекты: «Война глазами детей», «Родной мой край, любимый», «Язык родной, дружи со мной», «Неделя детской книги», «Этот удивительный журнал «Шишкин лес», «Дорогами Победы: из прошлого – в настоящее», «Искусство быть человеком», Литературно-музыкальный салон «Стихи в альбом», «Рождественский бал», творческая мастерская «Личность М.М.Бахтина: история и современность».
Уже много лет библиотека выписывает православный журнал «Шишкин лес», который стал любимым чтением для детей и педагогов начальной школы. В этом журнале можно найти интересные рассказы на нравственные темы, стихи к датам православного календаря, а также кроссворды и ребусы. Библиотекарь и классные руководители с удовольствием проводят занятия по материалам этого журнала, используя групповые формы работы.
На протяжении нескольких лет с учащимися 9-х классов реализуется проект «Искусство быть человеком». Он включает шесть увлекательных занятий: «Любовь как христианская добродетель»; «Противостояние зависимостям: духовный аспект вопроса»; «Правда у каждого своя или всё же одна»; «Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек»; «Семья. Законы её сохранения. Гражданский брак: за и против»; «Есть ли границы у свободы?». На этих занятиях девятиклассники не только получают новые знания, но и имеют возможность обсудить волнующие их вопросы. Особое место в проекте занимает общение с проректором по воспитательной работе Витебской духовной семинарии, отцом Дионисием Андреевым, который с радостью отвечает на самые разнообразные вопросы ребят.
В прошлом году в нашей библиотеке появился новый интересный проект – «Библио-кафе». За чашкой чая ученики и их родители могут познакомиться с тематической книжной выставкой, прочитать отрывки из произведений и обсудить волнующие темы. На встречах в «Библио-кафе» обсуждаются такие актуальные вопросы, как «От сказки к сказке», «Любовь к матери мир держит», «Пионеры-герои Витебщины», «О погибших помните», «Кто такой человек? Ответы древности и современности, философии, науки и религии» и многие другие. Кроме того, в рамках проекта участники смотрят видеоролики и документальные фильмы. Всё это способствует развитию вкуса и интереса у учащихся к произведениям русской и белорусской литературы, которые наполнены глубоким нравственным и патриотическим содержанием.
В декабре 2023 года наша школа была названа именем Михаила Михайловича Бахтина – выдающегося философа, культуролога и литературоведа. В текущем учебном году мы запустили новый проект под названием «Личность М.М. Бахтина: история и современность». Проект собрал учащихся, педагогов и родителей вокруг идей, которые не теряют своей актуальности уже много десятилетий. В рамках проекта мы активно занимаемся поисковой, исследовательской и творческой деятельностью в сотрудничестве с музеями города Витебска и факультетом гуманитаристики и языковых коммуникаций Витебского государственного университетом имени П. М. Машерова.
Так, с 25 по 30 ноября 2024 года в нашей школе прошла уникальная неделя, посвященная М.М.Бахтину (https://school11.oktvitebsk.by/nedelya-posvyashhennaya-m-m-bahtinu-filosofiya-dialoga-i-tvorchestva-v-nashej-shkole/). Для всех трех возрастных групп учащихся мы подготовили и провели единый урок, посвященный жизни и творчеству М.М.Бахтина. Также был проведен увлекательный конкурс творческих работ под названием «Портрет М.М. Бахтина». В нем приняли участие, как классные коллективы, так и родители. На школьной выставке мы представили семнадцать портретов, выполненных в различных техниках. В рамках Недели М.М. Бахтина в школе работала творческая мастерская «Личность М.М. Бахтина: история и современность». Это пространство стало лабораторией идей, где школьники всех возрастов воплощали философские принципы Бахтина через творчество. Ученики младших классов создали яркие комиксы по мотивам белорусских народных сказок, демонстрируя, как народное творчество соединяется с философией карнавала. Учащиеся 5-6 классов представили свои проекты в рамках конкурса «Паспорт литературного героя». Лучшие работы удивили глубоким пониманием персонажей и оригинальным дизайном. В 7-8 классах мини-сочинения от имени оживших школьных предметов поразили жюри креативностью, тонким юмором и философской глубиной. Завершением недели стал глубокий и вдохновляющий диалог для учащихся 9-11 классов «Поступок и ответственность», проведенный с участием отца Дионисия. На примере идей Бахтина школьники обсуждали, как философские размышления о свободе выбора и ответственности могут быть применимы к их повседневной жизни. Этот разговор помог каждому участнику задуматься о своем месте в мире, своих действиях и их последствиях. Творчество, дискуссии, яркие проекты и обсуждение сложных вопросов позволили каждому участнику недели почувствовать себя частью большой истории, связанной с именем Бахтина. Мероприятия не только расширили кругозор учащихся, но и вдохновили их на собственные размышления о культуре, литературе и человеческих ценностях. Мы гордимся тем, что можем продолжать диалог, начатый этим великим мыслителем, и надеемся, что его идеи будут жить в сердцах наших учеников.
2024 год знаменателен празднованием 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, когда высокое самосознание, огромная любовь к Родине и обращение к далёким историческим и военным традициям, позволили одержать верх в неравной борьбе. Одним из успешных стал проект библиотеки «Дорогами Победы». Работа началась с выставки книг о войне. Сборники «Великая Отечественная война. 1941-1945», «Рассказы о войне», «Детство, опаленное войной», «Геноцид белорусского народа» дали возможность учащимся проникнуться событиями Великой Отечественной войны и оценить подвиги простых людей. Далее прошли соответствующие тематике экскурсии по трём направлениям: «Памятники героям Великой Отечественной войны», «Их именами названы улицы города», «Памятные места героического прошлого». Затем каждый из участников самостоятельно при поддержке взрослых подбирал материал о жизни и подвигах героев, защищавших город Витебск. По подготовленным материалам силами учащихся и работников школы была создана книга с QR – кодом «Дорогами Победы: из прошлого – в настоящее». Книга включает рассказы о защитниках Отечества от А. Невского до героев Великой Отечественной войны. Она стала действенным средством, позволившим соприкоснуться с событиями героической истории Отечества, которая связывает разные поколения. Работа над проектом в настоящее время продолжается.
Библиотека активно сотрудничает со школьным проектом «Лица Победы» (http://k256293s.beget.tech/), который представляет собой общешкольный исторический депозитарий. В этом электронном хранилище собраны воспоминания о Великой Отечественной войне, а также о ветеранах, малолетних узниках концлагерей и тружениках тыла из числа близких и родственников учащихся и педагогов. Таким образом, в проекте отражается история войны и Победы, рассказанная самими участниками.
В рамках празднования 80-летия Великой Победы в библиотеке планируется провести «Бал Победы». Это мероприятие станет кульминацией, на которой участники и гости смогут продемонстрировать свои знания о военных деятелях, их духовных и ратных подвигах. На балу будут звучать музыкальные произведения, вдохновлённые событиями Великой Отечественной войны. А танцевальные композиции позволят присутствующим перенестись в прошлое и насладиться атмосферой праздника.
Достижение результата работы библиотеки в духовно-нравственном и патриотическом воспитании на православных традициях не было бы возможно без тесного сотрудничества с Витебской епархией, классными руководителями, библиотекой имени В.Короткевича, областной библиотекой имени В.И.Ленина, Витебским институтом развития образования, которое осуществляется по мере проведения библиотекой массовых мероприятий, на школьных методических объединениях, педагогических советах и в повседневной деятельности.
Все мероприятия библиотеки являются, по сути, демонстрацией богатства духовного мира человека. Любая форма работы связана со словом, а, значит, с чтением. Чтение – есть труд души. Следовательно, практическая значимость нашей работы – противостояние бездуховности. Безусловно, воспитать человека с высоким интеллектуальным и духовным уровнем, патриота своей Родины, можно только в насыщенной культурной среде. Однако даже обычной школьной библиотеке под силу многое в этом направлении.
Сотрудники библиотеки и педагоги нашей школы считают, что ежедневная кропотливая работа каждого, кто занят в сфере духовно-нравственного воспитания, в итоге приводит к духовному возрождению личности.
Список использованных источников
1. Буткевич В.В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность: пособие для педагогов общеобразоват. Учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения / В.В.Буткевич. – Минск: Нац ин-т образования, 2010. – 208 с.
2. Сборник пленарных докладов 14 международных Рождественских образовательных чтений. – Москва, 2006.- 316 с.
Простые советы, как воспитать и поддержать в детях привычку к чтению
1. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста.
3. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
4. Почаще берите детей с собой в библиотеку и учите их пользоваться ее фондами.
5. Показывайте, что Вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
6. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.)
7. Читайте детям волшебные сказки
8. Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений.
9. Пусть ребенок читает кому-нибудь из домашних или своим друзьям, которые еще не умеют читать.
10. Поощряйте чтение: наградой может быть новая книга, принадлежность для рисования, билеты в театр, поход в зоопарк или музей, разрешение подольше не ложиться спать, чтобы почитать.
11. На видном месте дома повесьте список, где будет отражен процесс чтения ребенка (сколько книг прочитано и за какой срок)
12. Если Вы путешествуете вместе с детьми, предложите им почитать о тех местах, куда Вы едете (и до, и после поездки)
13. Во время поездки на машине пусть дети слушают аудиозаписи литературных произведений.
14. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.
15. Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками)
16. В доме должна быть детская библиотека.
17. Устройте с детьми поход в библиотеку. Запишите в читальный зал.
18. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой составлен фильм.
Хотите, чтобы Ваш ребёнок много и с удовольствием читал?
Как научить детей искусству чтения.
«Добрые люди не знают, сколько времени и усилий стоило иному, чтобы научиться читать. Я потратил на это 80 лет и ещё сейчас не могу сказать, что достиг цели».
Иоганн Вольфганг Гёте.
Как приучить ребенка к чтению: 13 советов родителям
Многие родители сталкиваются с проблемой: дети наотрез отказываются брать в руки книгу. Научить ребенка читать – еще половина задачи. Важно привить любовь, чтобы чтение было не необходимостью, а приятным и интересным занятием. На основе исследований психологов и педагогов был составлен перечень советов, которые помогут ребёнку заинтересоваться сказочными мирами и сюжетами, чтобы потом с интересом браться за полезную литературу и с удовольствием – за новый роман.
1. Подавайте пример
В таком ответственном деле, как воспитание, важен собственный пример. Одно дело – семья, в которой родители проводят вечера с книгой или газетой, а совсем другое – когда папа не может оторваться от компьютера, а мама не пропускает ни одного сериала. Вполне естественно, что маленький ребенок не потянется за букварем или книжкой с картинками, если есть планшет или смартфон с игрушками. Так что же делать? Читайте сами! Маленький ребенок, глядя на ваше заинтересованное лицо, нахмуренный лоб или счастливую улыбку при чтении, поймет, что вам известен какой-то секрет. Наверняка ему захочется приобщиться таинству.
2. Объясните ценность
С ранних лет вашего ребенка обращайте внимание на то, что книга – это ценность, а не просто бумага и текст, обернутые в цветную обложку. Не выкидывайте и не разбрасывайте книги. Книга – не игрушка, и тем более нельзя допускать, чтобы дети рвали страницы или рисовали на них. В каждом доме должен быть книжный шкаф, а в случае, если какие-то книги вам больше не нужны, их можно сдать в библиотеку или раздать знакомым.
3. Читайте вслух
Начните с чтения вслух – только так ребенок может научиться читать, проговаривая звуки и постепенно понимая взаимосвязи букв, слогов и слов. Дети очень любят, когда родители разыгрывают сказки по ролям, а потом и сами втягиваются в процесс чтения. Это сближает и ассоциируется с самым приятным и интересным времяпрепровождением. Но не превращайтесь в раба чтения – передавайте инициативу. Ребенок может читать вам, бабушке, любимой игрушке или кошке – слушателя найти несложно.
4. Хвалите
Да, не забывайте хвалить за чтение с выражением, когда ребенок правильно произносит сложные слова и не торопится. Ласковое прикосновение, похвала, поощрение шоколадкой или игрушкой сделают свое дело. Ребенок поймет, что читать не так сложно, что у него получается, что он может добиться еще лучших результатов.
5. Прервитесь
Прием, который помогает повысить интерес к рассказу и понять, насколько важно уметь читать. Все просто: читая книгу, остановитесь на самом интересном месте. Сделайте вид, что вы что-то вспомнили и не можете продолжить, пока не запишете важную мысль. Ребенок не станет долго ждать – ему интересно продолжение! Если он уже умеет читать, хотя делает это неохотно, тогда сам возьмет книгу и дочитает за вас. Или же поймет, что вы не всегда сможете читать ему любимые сказки, а читать самому, в общем-то, все-таки стоит научиться.
6. Визуализируйте
Стих, сказку, рассказ можно не только разыграть в лицах, но и отобразить в рисунке, символах и на схеме, составить план. Так ребенку будет понятнее текст, поскольку вы будете опираться на ключевые слова и фразы. И запомнить «нарисованный» стих гораздо проще. Помимо фантазии «здесь и сейчас», этот метод развивает воображение, которое сильно пригодится в будущем – на школьных уроках, на работе, в сложных жизненных ситуациях.
7. Играйте
Если для вашего ребенка шкаф – это ковчег, а хлебная баранка – это руль автомобиля, ему будет проще начать читать и полюбить чтение как интересную игру. Некоторые дети с трудом осваивают чтение из-за своих особенностей развития. В первую очередь это связано с недостатком игр в раннем возрасте. Чтение – это тоже игра, поскольку при этом включается воображение. Читать без способности представлять предметы и события бессмысленно. А если у ребенка не получается представить и понять – ему будет скучно.
8. Развивайте воображение
Клиенты психологов – дети с нарушением восприятия, внимания, памяти и логического мышления. Без всего этого трудно полюбить чтение. Но помочь таким детям, коих очень много, можно. Для этого разработаны специальные развивающие игры. Уделяя им хотя бы по 20 минут ежедневно, можно добиться больших успехов в чтении! Игры, завязанные на угадывании букв, интонаций, скороговорках, ассоциациях не будут казаться скучными уроками, к ним захочется возвращаться вновь и вновь.
9. Покажите мир
Человек, никогда не слышавший пения птиц, не ощутивший дуновения ветра и не погружавшийся в морские воды, не сможет себе этого представить. Некоторые дети растут буквально в тепличных условиях: редко гуляют, мало двигаются, не общаются со сверстниками и не испытывают новых эмоций. То есть не получают жизненного опыта. Таким детям трудно фантазировать. Натыкаясь на описания и явления, которых они не видели в жизни, они пропускают их мимо глаз и души – не понимают смысла, не заинтересовываются. Поэтому крайне важно не только проводить время за книгой, но и показывать ребенку новые картины мира. Обсуждать, обращать внимание на явления, трогать объекты, задавать вопросы («Смотри, это чайка. Как ты думаешь, почему она летит так низко?»).
10. Не жалейте время
Чтобы научить ребенка читать, требуется много времени. Если у него не получается, нет желания, он выказывает протест – потребуется еще больше времени. Не полагайтесь на учителей, вы справитесь не хуже! Авторитет для вашего ребенка – вы сами, и перед вами открывается возможность сблизиться, передать ему свои знания и умения, привычки, любовь к тем или иным книгам, авторам и издательствам. Не пренебрегайте этим.
11. Пусть чтение станет наградой
Полюбив «игры в слова», ребенок будет воспринимать эти минуты и часы как подарок или награду. Убрал разбросанные вещи? Молодец! А теперь можно и почитать. Через развивающие игры, плавно переходящие в чтение, дети учатся с интересом относиться и к книгам. Пусть совместное чтение будет вашим любимым занятием. И тогда вы все чаще будете слышать вопрос: а когда мы пойдем читать?
12. Обсуждайте прочитанное
Превратите чтение в дополнительную тему для разговора: обсуждайте прочитанное, приводите примеры и аналогии. Почему герой поступил так, а не иначе? На кого из ваших родных и друзей он похож? В диалоге на тему произведения ребенку будет проще понять мотивы поступков, запомнить сюжет.
13. Превратите чтение в ритуал
Если ваш ребенок уже не маленький, учится в школе, но с презрением относится к чтению, заведите привычку хотя бы несколько дней в неделю уделять время книге – как самостоятельно, так и вместе с ребенком. А приступать к нему следует с расстановкой – как к ритуалу. Ведь не зря существовала традиция вечерних чтений, когда глава семейства зачитывал произведения, а вся семья слушала, затаив дыхание. Для такой цели отлично подойдут летние вечера на даче!
Правила чтения для учащихся
1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 10 – 15 минут в день.
2. Старайся не читать лёжа, выбери удобную позу для чтения.
3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
4. Читай вслух не торопясь. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл прочитанного
5. Если книга тебя увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используя его для физкультурной паузы.
6. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их, делай для себя выводы.
7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и поступкам.
8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку.
9. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять её в руки чистой и опрятной.
10. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
11. Если тебе встретились в книге интересные фразы, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернёшься к этим словам, выполняя задания учителя.

Правила поведения в библиотеке
1. Заходя в библиотеку, поздоровайся со всеми.
2. Прочитанную книгу не бросай, а аккуратно положи на стол.
3. Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу (отыскал твой формуляр).
4. Выбирая новую книгу, всё делай спокойно, книги не разбрасывай.
5. В библиотеке не шуми, не кричи, не бегай.
6. Книги сдавай вовремя, не позднее указанного срока.
7. С книгами обращайся аккуратно.
8. Уходя, обязательно попрощайся.
Правила пользования библиотекой
государственного учреждения образования
«Средняя школа № 11 г.Витебска М.М.Бахтина»
Общие положения
1.1. Типовые правила пользования школьной библиотекой регламентируют общий порядок организации обслуживания читателей школьной библиотеки, права и обязанности библиотеки и читателя и являются основой для разработки и утверждения директором школы Правил пользования библиотекой.
Права читателей
2.1. Право пользования библиотекой имеют учащиеся, педагогические работники и другие сотрудники школы, родители учащихся школы.
2.2. Получать полную информацию о составе фонда библиотеки, порядке доступа к документам и консультативную помощь в поиске и выборе источников информации.
2.3. Получать во временное пользование любой документ из фонда библиотеки.
2.4. Принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой.
2.5. Избирать и быть избранными в совет библиотеки и принимать участие в его работе.
2.6.Обжаловать в установленном законодательством порядке незаконные действия сотрудников библиотеки, ущемляющие читателя в правах.
Порядок пользования библиотекой
3.1. Учащиеся школы записываются в библиотеку в индивидуальном порядке в соответствии со списками классов. Сотрудники школы и родители – по паспорту или другому документу, удостоверяющему личность.
3.2. На каждого читателя заполняется читательский формуляр установленного образца. Формуляр читателя является документом, удостоверяющим факт и дату выдачи читателю документов из фонда и приема их библиотечным работником.
3.3. При записи в библиотеку читатель должен быть ознакомлен с Правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью в формуляре читателя.
3.4. На дом документы выдаются читателям сроком на 7 дней. Примечание. Срок пользования может быть продлен, если на данный документ нет спроса со стороны других читателей.
3.5. Учебная, методическая литература выдается читателям на срок обучения в соответствии с программой (с обязательной перерегистрацией в конце учебного года). Литературные произведения, изучаемые по программе на уроках, выдаются на срок в соответствии с программой изучения.
3.6. Очередная выдача документов из фонда библиотеки читателю производится только после возврата взятых им ранее, срок пользования которыми истек.
3.7. Редкие и ценные книги, альбомы, единственные экземпляры справочных изданий на дом не выдаются.
3.8. Число документов из фонда, выдаваемых для работы с ними в пределах библиотеки, не ограничивается.
Ответственность и обязанности читателей
4.1. При записи в библиотеку читатель обязан сообщить необходимые сведения для заполнения принятых библиотекой регистрационных документов.
4.2. При выбытии из школы читатель обязан вернуть все числящиеся за ним документы из фонда в библиотеку.
4.3. Читатель обязан:
– возвращать взятые им документы из фонда в установленный библиотекой срок;
– не выносить из помещения библиотеки документы без записи в принятых
библиотекой формах учета;
– бережно относиться к библиотечному фонду (не делать в книгах пометок, подчеркиваний, не вырывать и не загибать страницы);
– соблюдать в библиотеке тишину, не нарушать порядок расстановки книг на полках открытого доступа к фонду;
– при получении документов из фонда читатель обязан тщательно их просмотреть и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, который обязан сделать на них соответствующие пометки.
4.4. Читатель, утерявший документ из фонда библиотеки или нанесший
ему невосполнимый ущерб, обязан заменить его соответственно таким же (в том числе копией в переплете) или признанным библиотекой равнозначным.
4.5. За утерю документа из фонда библиотеки или нанесение ему невосполнимого ущерба несовершеннолетним читателем ответственность несут его родители или опекуны, попечители, детские учреждения, под надзором которых он находится.
4.6. Читатели, нарушившие Правила пользования библиотекой, могут быть лишены права пользования на срок, установленный библиотекой. За особые нарушения, предусмотренные действующим законодательством, читатели несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность.
Обязанности библиотеки по обслуживанию читателей.
5.1.Обслуживать читателей в соответствии с Правилами пользования библиотекой, которые должны быть размещены в доступном для ознакомления месте.
5.2.Создавать благоприятные условия для работы читателей в библиотеке.
5.3. Не использовать сведения о читателях, их интересах в иных целях, кроме научных и библиотечно-производственных.
5.4.Давать полную информацию читателям о наличии документов в фонде.
5.5.Оказывать помощь читателям в выборе необходимой литературы.
5.6. Предоставлять читателям возможность пользования каталогами, картотеками, библиографическими и информационными материалами.
5.7. Систематически информировать читателей о вновь поступивших
документах.
5.8.Систематически следить за своевременным возвратом в библиотеку документов из фонда и за выполнением читателями Правил пользования библиотекой.
ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ БЫСТРО И ПРАВИЛЬНО
СДАТЬ УЧЕБНИКИ В ШКОЛЬНУЮ БИБЛИОТЕКУ
Перед сдачей своего комплекта необходимо:
1) Убедиться в целостности комплекта. Если учебник или книга утеряны, необходимо сделать соответствующую замену.
2) Снять обложки! Они пригодятся тебе для новых учебников.
3) Если распался переплет – подклей его, а также просмотри наличие всех страниц в учебнике. При отсутствии каких-либо страниц, постарайся восстановить их с помощью ксерокопирования.
4) Стереть все пометки со страниц учебника.
5) Убрать закладки, листочки со своими записями из книги, а также ненужные предметы- линейки, ручки и т.д.
6) Кроме учебников, на лето, необходимо сдать все книги школьной библиотеки!
7) Учащиеся 9 и 11 класса, при возврате книг и учебников в библиотеку, получают справку от библиотекаря, о том, что у них нет задолженности. Эта справка необходима для получения аттестата.