Методический кабинет


Дыхание креативности
Для творческих, активных и креативных учителей Cредней школы №11


Создание развивающей образовательной среды и использование ее возможностей на учебных занятиях

         Если хочешь воспитывать
в детях смелость ума, интерес
к серьезной интеллектуальной работе,
самостоятельность, как личную черту,
вселить в них радость творчества,
то создавай такие условия, чтобы
искорки их мыслей образовали
царство мысли, дай им возможность
почувствовать себя в нем властелинами.
                                   Ш.А. Амонашвили

Что нужно знать и уметь современным молодым людям, чтобы чувствовать себя комфортно в современных социальных условиях? Очень часто на первый план ставится такое качество личности, как обучаемость, т.е. это и уровень интереса к учебному предмету, новому делу, и объем усвоенных знаний, которыми может оперировать молодой человек, уровень развития универсальных учебных навыков, а также психофизиологические особенности личности. Как можно этого достичь? Как для этого должен быть организован образовательный процесс?

Для достижения задач формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности создается комфортная развивающая образовательная среда. Комфортная развивающая образовательная среда – это специально созданная атмосфера интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованного образовательного процесса.

Философия образования рассматривает среду как один из важнейших факторов развития личности. Академик А.А. Леонтьев отмечал, что «понятие образовательной среды – одно из ключевых для образования психологических и педагогических понятий…В этом контексте особенно важны выявленные психологами основные потребности и возможности развития, которые обеспечивает детям личностно ориентированная образовательная среда».

Речь идет о среде, в которой условия превращаются в возможности для саморазвития и самообучения ребёнка, что включает в себя:

общаться,

быть самостоятельным и активным,

ставить перед собой вопросы, искать ответы,

заявлять о своих желаниях, мечтах и планах,

проявлять инициативу в действиях.

«Личностно-развивающая школьная среда – институционально ограниченная совокупность возможностей для развития личности учащегося, возникающих под влиянием педагогически спроектированных организационно-технологических и пространствен-но-предметных условий, а также случайных факторов в контексте событийного взаимодействия членов школьного сообщества» (по В.А.Ясвину, д-ру психол. наук, профессору МГПУ).

Среда оказывается существенным условием развития личности; в то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется сама. Вот почему проблемы взаимоотношений человека и среды рассматриваются в рамках различных научных дисциплин и направлений (философия, психология, социальная экология, педагогика, социология и др.).

Образовательная среда есть, прежде всего, …целостность специально организованных педагогических условий развития личности.

Многие исследователи под образовательной социокультурной средой понимают систему ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека: люди, которые влияют на образовательные процессы; общественно-политический строй страны; природная и социокультурная среда (включая культуру педагогической среды); средства массовой информации; случайные события (приложение 1).

Развивающая образовательная среда школы включает несколько компонентов:

1. Социально — психологический компонент – особая форма детско-взрослой общности, способ взаимодействия участников образовательного процесса.

Это стиль ее жизнедеятельности, явные или неявные нормы и правила организации, особенность соорганизации различных процессов в школе, в том числе специфика коммуникации между учителями и детьми, учащимися между собой, особый дух, особая атмосфера школы.

Социальный компонент среды – это стиль подхода к возникающим проблемам, все то, что вполне очевидно для участников школьной жизни, но чаще всего неуловимо, неформализуемо для внешнего наблюдателя.

2. Пространственно-предметный компонент – это организация пространства, в котором складываются социальные отношения: архитектура здания, оборудование классов, атрибутика, внешнее окружение школы и т.д.

3. Технологический компонент – содержание образовательного процесса, осваиваемые учащимися способы действий, те педагогические приемы и технологии, которые используют учителя.

Современные тенденции развития общества требуют перехода образовательной среды на новый качественный уровень, где будет учитываться необходимость:

— обеспечения продуктивного взаимодействия и обучения во взаимодействии, способствующих развитию навыков сотрудничества;

— пристального внимания к мотивации учения и формированию учебной самостоятельности;

— формирования качеств и умений человека будущего, среди которых важное место занимают умения исследовать и проектировать.

Созданию в школе комфортной развивающей образовательной среды способствуют:

1. Моделирование образовательной деятельности как системы, помогающей саморазвитию личности.

2. Сплоченный общностью целей коллектив учителей и учащихся.

3. Организация оптимальной системы управления.

4. Система эффективной научно-методической деятельности.

5. Учебно-материальная база, достаточная для формирования развивающей среды.

6. Набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса.

Какими возможностями обладает школа для создания развивающей среды для учащихся?

В первую очередь, конечно, это позиция учителя в образовательном пространстве. Учитель в школе остается основной движущей силой образовательного процесса, поэтому активная позиция учителя – это одна из составляющих в формировании развивающей среды. Такой учитель не только учит, он создает условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников. Такой учитель знает и владеет набором разных средств, смыслов, форм педагогических технологий, которые допускают многообразие образовательных траекторий обучающихся.

Такой учитель ищет и находит крупицы опыта в методиках, технологиях и применяет их в своей практике. Такой учитель умеет диагностировать успешность учащегося, имеет картотеку учебных приемов и заданий, в совершенстве владеет приемами интерактивного обучения.

Таким образом, развивающая образовательная среда предполагает создание благоприятных условий для формирования взаимоотношений ученик-предмет, ученик-учитель, учитель-предмет.

Развивающее образовательное пространство предполагает активную позицию учащегося и учителя творческого типа, способного и готового к саморазвитию и самореализации.

Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.

Неотъемлемыми составляющими комфортной развивающей образовательной среды являются психологический, интеллектуальный и физический комфорт, а их единство в процессе образовательной деятельности есть условие полноценного личностного роста школьника.

Психологический комфорт – это такое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками в учреждении образования; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности человека процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. В учебном процессе – это удовлетворение потребности в получении новой информации.

Физический комфорт школьника характеризуется соответствием между его телесными, соматическими потребностями и предметно – пространственными условиями внутришкольной среды.

Основными условиями, обеспечивающими эффективность творческого развития личности, являются условия, включающие несколько компонентов.

Содержательный компонент включает:

актуальность содержания образования для развития личности и профессионального самоопределения учащегося;

интегративный подход к содержанию обучения;

открытость содержания образования.

Методический компонент включает:

свобода выбора образовательного маршрута в рамках одного учреждения образования;

разнообразие методических обучающих средств;

акцент на диалогические методы и интерактивное обучение;

учет различных преобладающих способов восприятия информации у разных людей.

Коммуникативный компонент:

взаимопонимание и удовлетворенность взаимодействием всех участников образовательного процесса;

преобладающее позитивное настроение всех участников образовательного процесса;

участие всех субъектов в конструировании и оптимизации образовательного процесса.

Вопросы эффективности образовательной среды, ее взаимодействия с социальными, культурными процессами, с личностью человека являются предметом перспективного междисциплинарного изучения.

В узком смысле слова к среде можно отнести лишь непосредственное окружение индивида. Именно это окружение и общение с ним может оказывать наиболее сильное влияние на становление и развитие человека.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.Я. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 2008. — 335с.

2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! — М.: Наука, 2008. — 208с.

3. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. — 2007. — №5. — С.36-41.

4. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Избранные психологические труды в 2-х т. — М.: Просвещение, 2007. — Т. 2. — 287 с.

5. Афанасьев Ю.Н., Строгалов А.С., Шеховцов С.Г. Об универсальном знании и новой образовательной среде. — М.: РГПУ, 1999. — 55с.

6. Бирюков Б.В. и др. Моделирование // БСЭ. 3-е изд. — М.: Наука, 2006. — С. 393-395.

7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М.: ЭКСМО, 2007. — 464с.

8. Бочарова В.Г. Социальная макросреда как фактор формирования личности школьника. — М.: АсТ, 2006. — 401 с.

9. Бродский Ю.С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий (организационно-технологический аспект): Дисс. канд. пед. наук Екатеринбург, 2007. — 212 с.

10. Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образовательной политики // Педагогика. — 2009.- № 5.- С. 21-25.

11. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогика, 2006. — 192 с.

12. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. — 1966. — №6. — С. 62-76.

13. Годовикова Д.Б. Как измерить детскую любознательность // Семья и школа. — 2009. — № 10. С. 24-26.

14. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е.И. Соколова /Под общей редакцией доктора пед. наук Н.Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 2008. -336 с.

15. Дусавицкий А.К. Формула интереса. — М.: АсТ, 2007. — 176 с.

16. Давыдов В.В. Переверзев Л.Б. К исследованию предметной среды для детей // Техн. эстетика. — 2006. — № 3 — 4. — С. 4- 6.

17. Зайцев С. Не вместо, а вместе: Модель сбалансированных инициатив взрослых и ребят // Директор школы. — 2006. — № 4. — С.60 — 72.

18. Зохина Р.Е. Технология организации развивающей среды как фактора саморазвития учащихся в условиях инновационного учебного заведения: Автореф. дисс. канд. пед наук. — Саратов, 2000. — 17с.

19. Зуева Л.П. Социальная среда и формирование гармоничной личности. — М.: Наука, 1971.- 48с.

20. Лернер И.Я. Критерии уровня познавательной самостоятельности // Новые исследования в педагогических науках. — М.: Наука, 2007. — с. 38.

21. Липкина А.И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности // Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З.И. Калмыковой. — М.: Просвещение, 2007. — 207 с.

22. Степина Н.Б. Экологическая тропа как элемент развивающей среды. // Старший воспитатель. — № 5. — 2008. С 61.

23. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. / Под ред. Давыдова В.В., Зинченко В.П. — М., 2008. С. 56-61.


СХЕМА образовательной среды

Пространственно-предметный компонент образовательной среды включает:

здание школы в целом, прилегающая территория, внутренние помещения, их безопасность, эстетика оформления, состояние и комфортность.

Организационно-технологический компонент образовательной среды включает:

содержание и методы обучения и воспитания.

Социальный компонент образовательной среды включает:характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности (учащихся, педагогов, родителей и др.).


СЛУЖБЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНУЮ, НАРКОЛОГИЧЕСКУЮ И ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ В Г.ВИТЕБСКЕ
Витебское  областное управление фонда социальной защиты населенияг.Витебск,ул.Правды, д.46тел.619015, 654200
Комитет по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкомаг.Витебск,ул.Правды, д.32Ател.682209
Управление по труду, занятости и социальной защите Витебского горисполкомаг.Витебск,ул.Б.Хмельницкого, д.10тел.362502, 362562
Управление социальной защиты администрации Первомайского района г.Витебскаг.Витебск,ул.1-я Пролетарская, д.14тел.643378, 643391, 643394
Управление социальной защиты администрации Октябрьского района г.Витебскаг.Витебск,ул.Смоленская, д.9тел.649996, 649799, 649897
Управление социальной защиты администрации Железнодорожного района г.Витебскаг.Витебск,ул.Космонавтов, д.3Ател.605733, 605212
Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии(Для получения аноноимного психологического консультирования и анонимной психиатрической помощи)г.Витебск, ул.Коммунистическая, д.6регистратура тел.614580, анонимная регистратурател.614576 
Круглосуточный телефон доверия616060

Адрес учреждения:

Амбулаторная помощь: г. Витебск, ул. Терешковой, 30.

телефон 8 0212 61 45 76

Стационарная помощь: пос. Витьба, 1а.

телефон 8 0212 69 29 45, 69 29 55

►По вопросам информирования об услугах Центра,  предоставлению социальной помощи и поддержки Вы можете обратиться в отделение социальной адаптации и реабилитации государственного учреждения «ТЦСОН Октябрьского района г. Витебска», расположенное по адресу: г. Витебск, ул. Коммунистическая, 27-61,

ежедневно с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00

(суббота, воскресенье – выходной),

или позвонить по телефонам: 63 20 86, +375339046807,телефон «Доверия» 63 20 00


Общешкольная тема в 2024/2025 учебном году

Формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося, обладающей навыками для успешной социализации и адаптации в быстро меняющемся мире.

Цель:

Обеспечение доступности и качества общего среднего образования, гарантирующего приобретение учащимися навыков для успешной социализации и адаптации личности в быстро меняющемся мире.

Задачи:

  1. Обеспечить рост показателей качества образования посредством формирования и развития функциональной грамотности учащихся, использования методов обучения и воспитания, направленных на формирование у них навыков самостоятельной учебной деятельности при изучении содержания учебных предметов на учебных, факультативных, коррекционных занятиях.
  2. Выявить и внедрить эффективные методы и формы приобретения учащимися навыков успешной социализации и адаптации личности в быстро меняющемся мире.
  3. Совершенствовать систему работы по формированию культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни, социально-педагогической поддержке обучающихся и оказанию им психологической помощи.

Единая методическая тема на 2024/2025 учебный год. Методическая сеть

«Повышение качества образования средствами учебных предметов в контексте формирования функциональной грамотности учащихся»

Методическая сеть государственного учреждения образования «Средняя школа № 11 г.Витебска имени М.М.Бахтина» в 2024/2025 учебном году

Наименованиеучебно- методического объединенияПредседатель
1.Методический советЩиглинский А.А.,заместитель директора по учебной работе
2.Учебно-методическое объединениеучителей начальных классовРустикова Е.А.,учитель начальных классов
3.Учебно-методическое объединениеучителей химии, биологии, географииГорохова Е.В.,учитель химии, биологии
4.Учебно-методическое объединениеклассных руководителейВасенина Т.В.,учитель английского языка
5.Учебно-методическое объединениевоспитателейМиронова С.О.,воспитатель
6.Учебно-методическое объединениепедагогов, работающих с учащимися с ОПФРВолосач Н.А.,учитель-дефектолог
7.Учебно-методическое объединениеучителей русского языка и литературыКурилович И.Б.,учитель русского языка и литературы
8.Учебно-методическое объединениеучителей белорусского языка и литературыСапроненко О.Н.,учитель белорусского языка и литературы
9.Учебно-методическое объединениеучителей иностранного языкаБондарева Е.С.,учитель английского языка
10.Учебно-методическое объединениеучителей истории и обществоведенияБорозна Я.М.,учитель истории и обществоведения
11.Учебно-методическое объединениеучителей физической культуры и здоровьяЮрков В.В.,учитель физической культуры и здоровья
12.Учебно-методическое объединениеучителей математики, физики и информатикиСергеенко Н.П.,учитель информатики
13.Учебно-методическое объединениеучителей трудового обучения, черчения, искусстваМехова Е.В.,учитель трудового обучения
14.Учебно-методическое объединение молодых педагоговЦарькова Т.В.,заместитель директора по учебной работе
15.Творческая группа педагогов-психологов, педагогов социальных, педагогов-организаторовЧадков Я.Ю.,педагог социальный

Правила педагогических работников

Государственный и общественный статус педагогического работника определяет, что педагогический работник является образцом профессионализма и безупречной репутации. Все участники образовательного процесса обязаны уважать честь и достоинство педагогических работников.

В своей деятельности педагогические работники должны руководствоваться следующими правилами:

  • Реализовывать государственную политику в сфере образования.
  • Строить работу на основе безусловного взаимного уважения достоинства обучающихся, их законных представителей, коллег.
  • Добросовестно и качественно исполнять профессиональные обязанности. Постоянно совершенствовать свой профессионализм.
  • Формировать у обучающихся духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни.
  • Быть честным, искренним, справедливым и открытым для общения.
  • Проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность, избегать конфликтов во взаимоотношениях.
  • В рамках законодательства сохранять тайну лично доверенной информации.
  • Способствовать созданию позитивных взаимоотношений в коллективе учащихся и педагогическом коллективе.
  • Соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве.
  • Внешним видом, поведением, культурой общения соответствовать статусу педагогического работника.

Областной конкурс образовательного видео «Педагогический олимп»

Проводится с 1 ноября по 10 декабря 2024 года